Часть полного текста документа: СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА I: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА НЕМ. 4 ОСНОВНОЙ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ 4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ. 5 ПОЭТАПНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ. 6 ГЛАВА II: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 12 АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ КОНЦЕНТРАЦИИ 20 ГЛАВА III: МОНИТОРИНГ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ РОССИИ С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ. 27 ИТОГИ МОНИТОРИНГА 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 36 ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направлениях на федеральном и региональном уровнях. Моя работа, посвященная оценке степени развития конкурентной среды на товарных рынках России, кажется достаточно актуальной и может быть полезной как для предприятий и организаций хозяйствующих субъектов, так и для антимонопольных органов. Грамотное и четкое проведение мониторинга товарных рынков страны позволит: на административном уровне - более оперативно положительно воздействовать на состояние конкурентной среды, на уровне же субъектов - обеспечить наименее болезненный путь для выхода на рынки межрегиональной и международной торговли. Степень развития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор параметров товарных рынков, и концентрацию производства, и другие показатели. При оценке конкурентной среды на российских товарных рынках возникают достаточно серьезные проблемы. Отмечу наличие определенных затруднений в регулярном проведении мониторинга товарных рынков1, отсутствие оперативной, достоверной и полной информации о субъектах рынка; частая несовместимость показателей различных ведомственных информационных систем (Госкомстата, Госналогслужбы, Таможенного комитета, антимонопольных органов). Задачами, которые планировалось разрешить в ходе выполнения мною данной работы, были: создание методики оценки конкурентной среды на российских товарных рынках, оценка конкурентности с использованием этой методики, определение выводов о состоянии конкурентной среды на товарных рынках страны. ГЛАВА I: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА НЕМ. Основной понятийный аппарат ТОВАРНЫЙ РЫНОК - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного). ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА - определяются потребительскими свойствами товара или товаров-заменителей и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ) ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. КОНКУРЕНЦИЯ - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК - обстоятельства технологического, административного, экономического характера, препятствующие возможностям новых хозяйствующих субъектов выйти на товарный рынок в достаточно короткий период времени. Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме. Для совершенствования единой в масштабах государства антимонопольной политики возникла необходимость в разработке методологических принципов, адекватно оценивающих состояние конкурентной среды в современной экономике России. ............ |