Часть полного текста документа:Конфликтность и барьеры в общении Курсовая работа студентки Сосиденко Л.В. Столичный гуманитарный институт Очно-заочное отделение Факультет "педагогики и психологии" г. Москва, 1999 г. Мною была выбрана именно эта тема, поскольку она очень актуальна, и мне захотелось изучить ее подробней. Ведь человек-"существо социальное". Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми-общение контактное, опосредственное или воображаемое. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Однако эти навыки у каждого разные. Несмотря на эти навыки, между людьми могут возникать различные конфликты и барьеры в общении. Так вот, данная работа и содержит ответы на вопросы: как возникают конфликты? Их первопричины? Технология разрешения конфликтов? Разновидности барьеров в общении? Прежде, чем приступать к ответам на поставленные выше вопросы, необходимо ответить на вопрос-что такое общение? Изучением тех или иных сторон общения заняты разные науки: философия и психология, психиатрия и этология, социология и информатика. Для каждой из них понятие "общение" свое, да и внутри этих наук нет согласия. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с той самой его вездесущностью, которая видна невооруженным глазом и которая яростно сопротивляется всяким попыткам ограничить круг изучаемого явления. С другой стороны, попытки охватить все возможные составляющие общения приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. В результате либо рассматриваются какие-то отдельные части и виды общения (деловое, дружеское, невербальное), либо выделяются и изучюююаются такие закономерности, которые могут быть общими для всех ситуаций общения, например, общение как коммуникация, как прием и передача информации.2 Вот одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.3 Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л.Рубинштейн, писал: "В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1-Соснин В.А., Лунев П.А.. Как стать хозяином положения. Стр.7. 2-Крижанская Ю.С., Третьяковков В.П., Грамматика общения. ............ |