Часть полного текста документа:ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ. РЕФЕРАТ по педагогике высшей школы Тема: Комплекс профессиональных способностей вузовского преподавателя Научный руководитель: д.п.н., профессор кафедры педагогики ВГПУ Коробейникова Л. А. Работу выполнил: соискатель кафедры педагогики ВГПУ Халявина О. А. Вологда 1999 г. План: Введение I Понимании способностей деятельностным подходом отечественной психологии. 1. Понятие "способности". Способности и деятельность. 2. Структура профессиональной деятельности вузовского преподавателя. 3. Типология ученых. II Структура профессиональных способностей преподавателя вуза. 1. Гносеологический компонент 2. Конструктивно-проективный компонент 3. Организационный компонент 4. Коммуникативный компонент. 5. Перцептивно-рефлексивный компонент. Заключение Библиография Исторические закономерности социально-экономической, политической, экологической жизни в России способствовали переходу к новой образовательной парадигме, личностно-ориентированному подходу заставляют исследователей обратиться к личности, индивидуальным свойствам преподавателя высшей школы. Переходное состояние общества, рыночная конкуренция, нестабильность не только повлекли за собой смену деятельностных ориентаций специалистов высшей школы (занятие бизнесом, например), но и требуют задуматься над комплексом профессиональных способностей преподавателя - педагога, методиста, ученого. На исследование проблемы способностей наибольшее влияние оказали труды выдающихся теоретиков психологии Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова. Проблема педагогических способностей стала предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, Н. Г. Куликова. Способности, необходимые в научной работе изучали Н. В. Кузьмина, З. Ф. Есарева, К. К. Платонов и другие. Целью нашей работы является рассмотрение педагогических и научных способностей как комплекса, включающего гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный компоненты. В процессе написания необходимо решить следующие задачи: * дать определение и структуру способностей в рамках деятельностной концепции психологии; * показав связь способностей с деятельностью, раскрыть специфику деятельности специалиста высшей школы; и в связи с этим * выявить типологию ученых, данную зарубежными и отечественными специалистами; * более полно раскрыть и проанализировать специальные способности как комплекс: гностические, конструктивно-проективные, организационные, коммуникативные, перцептивно-рефлекторные. В первой части раскрываются сущность понимания способностей отечественными психологами, связь их с деятельностью, в том числе и профессиональной вузовской, во второй части подробнее рассматриваются способности, необходимые для самореализации педагога и ученого. I Понимание способностей в деятельностной концепции отечественной психологии. 1. Способности и деятельность Уровень способностей наряду с направленностью личности и структурой ее компетентности является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в профессионально-педагогической и научной деятельности. Способности определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одной или нескольких видов деятельности1. ............ |