Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования РФ Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского факультет иностранных языков кафедра немецкого языка Курсовая работа по теме: коммуникативная структура лирических произведений на примере поэтов-романтиков XVIII века Новалиса и К. Брентано. Выполнила: группа Н-41 Руководитель: преподаватель кафедры немецкого языка Юрасов И.А. Пенза 2001 Содержание I. Введение. 1. Коммуникативные связи в лирическом произведении. 2. Особенности внутритекстовой коммуникации. Анализ коммуникативного статуса лирики. 3. Соотношения между внутритекстовой коммуникацией и внетекстовыми структурами. 4. Автокоммуникация как составляющая коммуникативного статуса стиха. 5. Соотношение коммуникативного и когнитивного аспектов лирики. II. Заключение. III Список использованной литературы. I. Введение Любой текст, устный или письменный, является элементом некоторого - реального или потенциального, единичного или множественного - коммуникативного акта и характеризуется некоторым коммуникативным статусом, зависящим как от внутренних особенностей этого текста, так и от характера его внешнего функционирования. Говоря о коммуникативном статусе текста, имеется ввиду система взаимоотношений "действующих лиц" ("персонажей"), связанных с этим текстом. Существуют тексты, коммуникативный статус которых ясен и прост: реплика в бытовом диалоге; запись для себя в памятной книжке. Но статус текстуально этой же реплики, но включенной в роман или пьесу, читаемой третьим лицом, опубликованной в собрании сочинений, изменяется и усложняется: в силу вступает целая система действующих лиц. Любой художественный текст обладает некоторым внутренне присущим ему коммуникативным статусом, который условно связан с содержанием оформления произведения. При своем соответствии этой связи читатель понимает и принимает произведение, сообщается с ним, при несоответствии - не понимает и не принимает сообщение. Поэтому цель данной работы состоит в рассмотрении содержания образования (сообщения) текста. Интересующая тема - коммуникативный статус лирического стихотворения. Коммуникативный аспект будет рассматриваться на примере лирических произведений Фридриха Леопольда Гарденберга (Friedrich Leopold von Hardenberg), печатавшегося под псевдонимом Новалис (Novalis) и Клеменса Брентано (Klemens Brentano). В их творчестве нашли яркое воплощение характерные романтические черты йенской и гейдельбергской школ, и они представляются наиболее интересными с точки зрения коммуникации. 1. Коммуникативные связи в лирическом произведении. Коммуникативный аспект лирических текстов рассматривается с трех точек зрения: 1) Внутренней: о чем явно говорится в тексте; связанные с этим - внутритекстовым - аспектом персонажи - это лица, эксплицированные в тексте (например, герои романа, или Я и Ты в писме); 2) Внешней: кем создан и как функционирует текст; связанные с этим аспектом персонажи - это реальный автор текста и реальное лицо, воспринимающее этот текст; 3) Промежуточной - интенциональной: для чего создан текст и кто подразумевается в качестве его читателя; с этим аспектом связаны такие персонажи, как "имплицитный автор", т.е. тот образ автора, который предполагается данным текстом, выступает из характера этого текста, и "имплицитный читатель" - потенциальный, предполагаемый данным текстом. Стихотворение, будучи сообщением (текстом), тем самым является элементом некоторого (потенциального) коммуникативного акта (оно кем-то создано и для кого-то предназначено). ............ |