ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»
Факультет психологии
Кафедра практической и коррекционной психологии
Дипломная работа
Коллективное творческое дело как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков
Выполнила: студентка
ФП группа П-ПП042
Денисенко Ольга Николаевна
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Бийск-2009
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения социометрического статуса и самооценки в психологической литературе
I.1. Личность в контексте социальных отношений. Социальные роли
I.2.Понятие социометрического статуса
I.3. Понятие и механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте
I.4. Организационно-методологические основы коллективного творческого дела в работе с детьми
I.5. Особенности творческой деятельности младших подростков
Глава II. Экспериментальное исследование статуса в группе и самооценки младших подростков
II.1. Организация и методы исследования
II.2. Изучение особенностей социометрического статуса и самооценки младших подростков
II.3. Теоретическое обоснование коллективного творческого дела, направленного на повышение социометрического статуса и самооценки при организации коллективного творческого дела младших подростков
II.4. Оценка эффективности психокоррекционной программы
Заключение
Литература
Приложение 1. Социометрические матрицы
Приложение 2. Обработка и интерпретация результатов исследования самооценки
Приложение 3. Социометрическая карточка
Приложение 4. Вопросы для интервью с преподавателями
Приложение 5. Сравнение средних показателей по зависимым выборкам с использованием t-критерия Стьюдента в экспериментальной группе «А»
Приложение 6. Сравнение средних показателей по зависимым выборкам с использованием t-критерия Стьюдента в экспериментальной группе «Б»
Введение
Актуальность исследования. Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает влияние на человека и является «источником», питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности и роли [24].
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, то есть учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, учащегося, студента, служащего, супруга и родителя [25].
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания [24]. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм [50]. ............