МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Количественный и качественный анализ акцентуаций характера старших школьников»
Студент: Белоусов Александр Сергеевич
4-ий курс очное-заочное отделение
специальность «Психология»
Руководитель: к. психол. н., доц. Донцов Д.А.
Москва
2007
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Akzentuierte Personlichkeiten – Теория акцентуированных личностей (акцентуаций характера) К. Леонгарда. 6
Глава II. Эмпирическое исследование. 18
Заключение. 32
Библиографический список. 36
Приложение № 1. Таблицы и диаграммы. 38
Приложение № 2. Leonhard questionnaire analyzer – описание программы. 44
Приложение № 3. Текст методики. 48
Приложение № 4. Описание акцентуаций характера по К.Леонгарду. 54
Введение
Общая характеристика работы. Настоящая работа посвящена исследованию акцентуаций характера у учащихся выпускных классов средних общеобразовательных массовых школ. Акцентуации характера старших школьников подвергнуты количественному и качественному анализу. Теоретической базой данного исследования служит не только понимание акцентуаций в концепции Карла Леонгарда, но и более широкий смысл данного понятия разработанный отечественными и зарубежными авторами.
Актуальность исследования.
Исследование акцентуаций характера, как пограничных состояний между психической нормой и психопатологией представляет собой чрезвычайный интерес, особенно в нашей стране, которая занимает лидирующие позиции в мире по психосоматическим и психоневрологическим заболеваниям, а также психическим расстройствам. Ранняя диагностика акцентуаций характера, возможно, позволит выявить факторы оказывающие деструктивное влияние на личность школьника и деформирующее его характер. Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут способствовать разработке методологической базы направленной на гармонизацию личности учащихся, смягчение деструктивного влияния современной системы образования, а также улучшение качества данной системы.
Объект исследования: старшие школьники. Учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ г. Москвы..
Предмет исследования: акцентуации характера старших школьников г. Москвы.
Цель исследования: дать количественную и качественную оценку акцентуаций характера учащихся выпускных классов средних общеобразовательных учебных заведений на примере 11-го класса школы № 1179 ЮАО г. Москвы.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что вследствие просчетов родителей в выборе стилей/методов воспитания, недостатков образовательной системы Российской федерации, а также из-за несовершенства общества в целом к моменту получения полного среднего образования у учащихся наличествует, как минимум, одна акцентуация характера.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, нами были поставлены следующие теоретические и практические задачи исследования:
1. Исследовать накопленные к настоящему моменту знания по данной тематике.
2. Подготовить и провести исследование акцентуаций характера выпускников школ.
3. ............