Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинская Государственная Академия культуры и искусств
Культурологический факультет
Курсовая работа
по дисциплине: Социология МК
тема:
Количественные методы исследования средств массовой информации
Выполнила: Студентка 4 курса
Прямичкина Л.В.
Проверила: Зубанова Л.Б.
г. Челябинск -2010
Введение
Современные российские средства массовой информации всегда нуждаются в объективных и систематических исследованиях на различных уровнях: федеральном (общенациональном), региональном и местном, а также и в анализе зарубежных исследователей. Впервые в истории массовых коммуникаций СМИ в 1988-1992 годах выступили против системы, являясь частью этой системы, и сыграли решающую роль в крушении СССР, проведении глубоких реформ во всех областях жизни России. Создался новый тип СМИ переходного общества, который до сих пор мало изучен.
Существующие проблемы постсоветских СМИ стимулируют рост исследований, которые направлены на поиск выхода из системного кризиса, в котором находятся СМИ России. Этот кризис охватывает ее экономические, профессионально - творческие, этические и организационные стороны. Характер процессов, происходящих в российских СМИ крайне противоречив и неоднозначен. Произошла неконтролируемая обществом монополизация и коммерциализация СМИ, возросла ангажированная зависимость журналистов не только от медиаолигархов, но и властных чиновничьих структур, особенно на региональном и местном уровнях. Но имеются и позитивные моменты. Одновременно возросла роль СМИ в социализации масс, особенно молодежи, в усвоении новых норм жизни, утверждении демократических принципов свободы слова, плюрализма, толерантности и т.д. СМИ становятся фактором формирования гражданского общества. Нельзя не обратить внимание на интерактивную роль СМИ, диалогическую модель отношения с аудиторией, компьютерную демократию.
Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.
Степень изученности этой темы достаточно высока. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам изучения СМИ.
Методологической и теоретической основой курсовой работы послужили труды известных социологов: Фомичевой И.Д., Федотовой Л.Н., Ядова В.А., Девятко И.Ф. и др. Работа Фомичевой И.Д. «Методика конкретных социологических исследований и печать» рассказывает о масштабных социологических исследованиях отечественной прессы прошлых десятилетий. Здесь дается обзор методик и процедур комплексных социологических исследований СМИ. Работа изложена ясным и доступным языком, содержит много примеров. В работе Федотовой Л.Н. «Анализ содержания - социологический метод изучения СМК» также раскрываются механизмы изучения средств массовых коммуникаций современными социологическими методами. ............