Часть полного текста документа: ...Как бы ни было, мы имеем дело с интересным событи- ем: с процессом разложения абсолютного духа. Когда в нем угасла последняя искра жизни, различные составные части этого самого caput mortuum (мертвые остатки) распались, вступили в новые соединения и образовали новые общества. Люди, промышляв- шие философией, существовавшие до той поры эксплуатацией абсо- лютного духа, набросились теперь на эти новые соединения. Каж- дый с величайшей старательностью стал заниматься сбытом доставшейся ему доли. Дело не могло обойтись без конкуренции. Вначале она носила довольно солидный, бюргерски-добропорядоч- ный характер. Но затем, когда немецкий рынок оказался перепол- ненным, а на мировом рынке, несмотря на все усилия, товар не находил спроса, все дело, на обычный немецкий манер, было испорчено фабричным и дутым производством, ухудшением качест- ва, фальсификацией сырья, подделкой этикеток, фиктивными за- купками, вексельными плутнями и лишенной всякой реальной почвы кредитной системы. Конкуренция превратилась в ожесточенную борьбу, которую нам теперь расхваливают и изображают как пере- ворот всемирно-исторического значения, как фактор, породивший величайшие результаты и достижения... (4) Для того, чтобы оценить по достоинству все это фи- лософское шарлатанство, чтобы наглядно показать мелочность, провинциальную ограниченность всего этого младогегельянского движения, - необходимо взглянуть на всю эту шумиху с позиции, находящейся вне Германии... (5) Идеология вообще, немецкая в особенности. ...Немецкая критика вплоть до своих последних потуг не покидала почвы философии. Все проблемы этой критики - выросли на почве определенной философской системы, а именно - системы Гегеля. Их полемика против Гегеля и друг против друга ограни- чивается тем, что каждый из них выхватывает какую-нибудь одну из сторон гегелевской системы и направляет ее как против как системы в целом, так и против тех сторон, которые выхвачены другими. Вначале выхватывали гегелевские категории в их чистом, неподдельном виде, как, например, "субстанция" и "са- мосознание" (основные категории Ф.Штрауса и Б.Бауэра); затем профанировали эти категории, назвав их более мирскими именами, как, например, "род", "единственный", "человек" (основные ка- тегории Л.Фейербаха и М.Штирнена) и т.д.... (6) Старогегельянцы считали, что ими все 1понято 0, коль скоро подведено под ту или иную гегелевскую категорию. Младогегельянцы все 1критиковали 0, подставляя повсюду ре- лигиозные представления или обьявляя всё теологическим. Младо- гегельянцы разделяют со старогегельянцами их веру то, что в существующем мире господствует религия, понятия, всеобщее. Но одни восстают против этого господства как против узурпации, а другие прославляют его как нечто законное... (7) Ни одному из этих философов и в голову не приходило за- дать себе вопрос о связи немецкой философии с немецкой действительностью, о связи их критики с их собственной матери- альной средой... (7) Предпосылки, из которых исходит материалистической понимание истории Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны, они не догмы; это - действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. ............ |