Часть полного текста документа:Клод Моне Французский живописец родился в 1840 году. Моне называли "Рафаэлем воды" и "первооткрывателем цвета". С его именем связывают и эффект "запечатленного мгновения", ибо он приложил много усилий для воплощения в живописи мимолетных состояний природы. Позднее имя Моне неразрывно связывали с изучением изобразительных возможностей света. Кроме того, Моне можно считать предшественником неоимпрессионизма - движения, непосредственно следовавшего за импрессионизмом, - а также предтечей набидов, фовистов, кубистов, абстракционистов, ташистов и представителей так называемой каллиграфической живописи. У Моне мы находим первые признаки интереса к произведениям искусства и философским учениям Востока, столь популярным среди нынешних художников. В произведениях Моне можно видеть уже отдельные аспекты современного отношения к пространству, а также некоторые композиционные принципы и даже технические приемы новейшего искусства среди импрессионистов Моне, правда, не был старшим: он на 10 лет моложе Писсаро, родившегося в 1830 году на Антильских островах. Из восьми выставок Моне не принимал участие в пятой, шестой и последней. Моне всегда оставался опорой, стойким защитником группы. Моне был максималистом: он воплощал принцип мимолетного мгновения импрессионическую манеру письма последовательнее, чем все остальные приверженцы. В некоторых полотнах он зашел так далеко, что невозможно определить их сюжет. Моне пережил всех известных импрессионистов. В 1869 году в Понтуазе под Версалем, на клочке земли, названном Лягушатником, впервые были созданы произведения, заслуживающие впоследствии определение импрессионических. Возле Лягушатника работали Ренуар и Моне, именно там их картины приобрели характерные для импрессионизма черты: свободные, раздельные мазки, чистые, несмешанные краски, акцентирование рефлексов. Моне постоянно получал творческий импульс в своих нескончаемых дискуссиях с друзьями. Часто Клод Моне ещё ребенком наблюдал в Гавре волшебную игру воды. Родившись в Париже, Моне провел детство и юность в Гавре, на берегу моря, о котором позднее сказал: "Мое желание - всегда быть рядом с ним или на его волнах. А когда я умру, то хотел бы, чтобы меня похоронили на бакене". Живописец моря и неба. Эжен Буден понял, что Моне обладает даром художника. Под влиянием Будена Моне отказался от карикатур, которые принесли бы ему быстрый успех, чтобы посвятить себя живописи. Технической стороне искусства его обучил Буден. Он вдохновил Моне на осмысление зыбкости и изменчивости окружающего мира. Моне искал воду повсюду. Если по близости не было моря, он шел к реке или ручью. Или искал каналы. Художник посетил европейские города, славящиеся своими каналами: в 1880 - Амстердам, в 1908 - Венецию. Правда, к концу жизни он довольствовался прудом в своем саду. Спокойная поверхность и растительность этого водоема вдохновила его на последние шедевры - Водяные лилии. Любовь Моне к воде распространялась и на другие формы его бытования, на метаморфозы воды - туман или пар. Картина Впечатление, Восход солнца - это не кусочек моря, а окутанный утренним туманом морской пейзаж. Когда Моне между 1876-1878 годами писал свою серию Вокзал Сен-Лазар, он тоже изображал одну из форм существования воды - пар, вырывающийся из локомотивов. ............ |