Часть полного текста документа:Кластерная теория интеграции Михаил Щербаков Вместо Введения или Вавилон-17 для человека будущего Чтобы решать вопросы о богатстве, смерти и проч. нужно сначала ставить эти вопросы правильно... А.П. Чехов Развитие человека повторяет развитие вида - эта идея вошла в школьные учебники. С некоторой долей юмора можно выдвинуть и другую мысль - разделение науки о сознании на различные школы и направления отражает разделение мозга на полушария, кору, древний мозг и т.д. Одна из самых насущных и трудноразрешимых проблем психологии состоит именно в наличии этого разделения. Причем эта проблема проявляется настолько ярко, что в русском языке даже трудно подобрать одно подходящее слово для всей области знаний (практик) о сознании человека. Относится ли, например, Дзэн к психологии ? К науке о сознании? К психотерапии? К религии? Является ли душа частью сознания ? Я уже не говорю о постоянной путанице с понятиями "подсознание", "предсознание", "бессознательное" и "сознание". В мире существует огромное число психологических школ и направлений психотерапии, а кроме них - традиционные и адаптированные религиозные и духовные практики (в том числе движение "нового века" (New Age)). Каждая такая школа использует свой аппарат понятий, свою систему аксиом и, по сути, свою модель сознания . Многие представители религиозно-эзотерических, да и психологических школ полагают, что их школа основана отнюдь не на модели, а на великой объективной истине. Но любой более или менее осмысленный взгляд на человека, на его восприятие и духовный мир - это, по сути, именно модель . Очень часто языки различных школ оперируют взаимонепереводимыми понятиями или, что еще хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их значения. Попытка обсуждать одно и то же явление с представителями различных школ может сравниться с проектированием Вавилонской башни, после того как Господь смешал языки строителей. Попробуйте описать просветление в терминах психоанализа или изгнание бесов в терминах гештальт-терапии... Похожая ситуация была и в естественных науках в средние века. Однако если в современных физике, биологии и лингвистике удалось сформировать достаточно универсальные понятийные аппараты и соответствующие методологические подходы, то в психологии, как более молодой науке, все осталось почти на средневековом уровне. Заметим, что проблемы языка носят не только академический характер. Язык и способ мышления тесно связаны друг с другом и взаимно определяют друг друга . Этот факт подробно описывается в антропологии, современной философии, психолингвистике и фантастических романах. Невозможность адекватного перевода понятий приводит к тому, что человек оказывается перед выбором: либо изучить и уверовать только в одну школу (идеологию, религию, психотерапевтическую модель), либо оказаться одиноким пловцом в океане различных, часто взаимоисключающих представлений. И тогда язык из средства коммуникации становится причиной разделения, в первую очередь - разделения внутреннего , нарушения целостности сознания; это разделение ограничивает доступ к внутренним творческим ресурсам человека и делает весьма затруднительными любые исследования или практики, лежащие "на стыке понятий" и "стыке моделей". ............ |