Малышев Сергей Михайлович
В этой части мы продолжим начатое в статье "Элементы класса, о которых всегда необходимо помнить" обсуждение конструктора копий (copy constructor) и операции присваивания (assignment operator). Или, вернее, начнем подробное рассмотрение весьма нетривиальной проблемы, каковой на самом деле является копирование и присваивание в классах.
Эти два элемента вполне заслужили отдельного рассмотрения. Создание программ на C++ без понимания внутренней сущности этих функций-членов сродни бегу на марафонскую дистанцию без тренировки (возможно, это не самое удачное сравнение, проще говоря, эти функции очень важны).
Конструктор копий служит для создания новых объектов из существующих. Операция присваивания нужна для того, чтобы сделать один существующий объект эквивалентным другому существующему.
Что означает <создать копию>? Как один из вариантов, это означает присваивание значений элементов одного объекта элементам другого. Этот ответ, однако, далеко не полон. C++ - это язык, который практически не ограничивает выбор пути реализации программы. И способ создания копий объектов - не исключение из этого правила.
Иногда для копирования классов достаточно просто привести один объект в то же состояние, что и другой. Это весьма просто, и мы увидим, как это делается. Однако, если вашему приложению требуются другие методы копирования, C++ не станет создавать их за вас, хотя, если вы не напишете эти функции, компилятор сделает это сам. Правда, результат при этом может существенно отличаться от того, что вам бы хотелось.
В серии этих статей мы рассмотрим все аспекты этого вопроса, по разделам:
Понятие копирования;
Копирование буквальное и развернутое;
Когда выполняется копирование;
Разница между копированием и присваиванием
Положение в классах
Блокирование копирования и присваивания
Реализация копирования через присваивание
Копирование и присваивание в производных классах
Понятие копирования
Здесь мы поговорим об одном из аспектов внутреннего функционирования программ, написанных на C++ - о копировании. Копирование в программах на C++ происходит, прямо или косвенно, буквально на каждом шагу. Причем, не всегда с первого взгляда очевидно, где происходит копирование, а где - нет.
Мы начнем с рассмотрения син-таксиса интересующего нас предмета, а затем попробуем углубиться в его осмысление.
Определение конструктора копий.
Конструктор копий используется для создания новых объектов из уже суще-ствующих. Это означает, что, так же как для других конструкторов, новый объект еще не существует к моменту его вызова. Однако только конструкто-ру копий объект передается как аргумент по ссылке. Итак, синтаксис кон-структора копий прост. Конструктор копий произвольного класса X выгля-дит так:
Х(const X&) ; // конструктор копий класса Х
Так как конструктор копий - это все таки конструктор, то он должен иметь имя, совпадающее с именем класса (не забывайте - с учетом регистра символов). Назначение конструктора копий - дублирование объекта-аргумента для построения нового объекта.
Одно из основных правил: если аргумент не должен изменяться, то его следует передавать как константу. В то же время, если аргумент не описан как константа, то нельзя копировать объекты-константы. ............