Часть полного текста документа:Карл Бюхер В. Гоффеншефер Бюхер Карл (Karl Bucher, 1874-) - выдающийся немецкий экономист, автор многочисленных трудов по истории первобытной культуры, народного хозяйства и рабочего движения. В области искусствознания Бюхер известен как автор нашумевшей в свое время книги "Arbeit und Rhythmus" (Leipzig, 1896, 6-е издание - 1924). В этой книге систематизирован и подвергнут анализу звуковой и словесный материал, накопившийся в процессе чисто экономических изысканий, в частности при изучении древнейших форм рабочей ассоциации. Исследуя производительный процесс и технологию труда у диких народов, Б. пришел к тому выводу, что на первых ступенях своего развития работа, музыка и поэзия были органически связаны между собой, причем доминирующим и обусловливающим элементом являлась работа. Ритм "вытекает из внутреннего строения тела и из технических условий исполнения работы, то есть следует сам собою из применения экономического принципа к человеческой деятельности". Корни музыкального и поэтического ритма лежат всецело в рабочем ритме. Вместе с этим Б. дает картину зарождения музыкального звука из соприкосновения орудий труда с предметом обработки и - поэзии - из элементарной рабочей песни. Он доказывает, что возникновение поэзии из рабочего процесса "относится столько же к формальной, сколько и к материальной стороне поэзии". Для установления облегчающего работу ритмического контакта человек прибегает к рабочему крику, постепенно переходящему в рабочую песню. "Исходя из бессмысленных естественных звуков и возгласов, затем переходя к постоянно повторяющимся словам и предложениям, выражающим чувства работающих", рабочие песни "вскоре достигают более богатого и связного содержания, или сопровождая ход работы лирическими отступлениями, или изображая какие-либо события, или награждая соучастников и посторонних шуткой, насмешкой и увещанием". Ритм этой поэтической речи не мог быть заимствован извне, он исходит из рабочих движений, при которых сокращение и растяжение мускулов соответствует арсису и тезису в стопе стиха (античного). Но взаимоотношение между рабочим и поэтическим ритмами опосредствованно и осложнено рабочими ударами и шумами, происходящими при соприкосновении ног, рук или искусственных орудий труда с предметом последнего. Так ямб и хорей - размеры топтания; спондей - метр удара обеими руками в такт; дактиль и анапест - метры удара кузнечным молотом и т. д. Песня так тесно связана с рабочими движениями и ритмом, что дикарь, желающий воспроизвести ее вне рабочего процесса, вынужден прибегнуть и к искусственному воспроизведению этого последнего посредством мимической пляски. Неизменность рабочего ритма наблюдается вплоть до отдаленного отражения его в поэзии, так как в дальнейшем отпадает и пляска, и функции носителя рабочего ритма переходят к мелодии, а в конце концов, после отпадения последней, рабочий ритм остается зафиксированным в самом строе слов. Поэтому словесный материал, который раньше играл второстепенную роль и в большинстве случаев импровизировался, становится теперь самодовлеющим и постоянным. Б. устанавливает эту схему не только на основе анализа поэзии дикарей, но и таких сложных образований, как античная драма, лирика и эпос, возникновение которых последовательно соответствовало указанным стадиям развития поэзии. ............ |