Часть полного текста документа:Кандомбле Боевое искусство и ритуальный танец, старинные музыкальные инструменты и современный быт... Чтобы в полной мере осознать, сколь тесно все это связано, стоит отправиться в Бразилию, в штат Байя, где потомки чернокожих рабов бережно хранят память о своей африканской родине. Они искренне верят в Иисуса и Деву Марию, но при этом продолжают поклоняться языческим божествам. Сальвадор, столица бразильского штата Байя, - самый черный город в стране, белые здесь явно в меньшинстве. И так было всегда - потому что именно через Сальвадор на протяжении трех с половиной столетий шел в Бразилию основной поток африканских рабов. В порт с середины XVI века и до 1880 г., когда рабство в Бразилии было запрещено, работорговцы завезли больше пяти миллионов африканских невольников. Почти все население Бразилии - в том числе и потомки рабов - католики. Католических храмов в Сальвадоре, если верить местным жителям, 365 - по одному на каждый день года. Но это не мешает подавляющему большинству сальвадорцев, регулярно эти храмы посещающих, быть приверженцами культа кандомбле, корни которого африканские. Работорговцы не позволяли африканцам брать с собой в Новый Свет никакого имущества. Но распространить этот запрет на музыку, богов и язык они не могли. Язык со временем забылся, а верования и музыкальные ритмы, хоть и несколько трансформировались - живы до сих пор. Слово "кандомбле" на языке народа йоруба, и теперь живущего на территории Нигерии, означает "обычай черных людей". Исследованием этого культа многие годы занимается профессор Сальвадорского университета Сид Тешейра. Он автор нескольких книг по культуре чернокожих бразильцев: "Кандомбле появилось уже в Бразилии. Рабы, которых везли из Африки, естественно, поклонялись своим богам. Португальцы же активно принялись обращать их в католичество. Африканцы этому не противились, но и от прежних богов не отказывались. Вера в Христа и почитание святых никак, по их мнению, не могла помешать человеку поклоняться божествам-оришам". В результате рабы стали отожествлять своих богов с христианскими святыми. Кандомбле - один из многих, возникших в среде африканских рабов культов, соединяющих в себе христианские и языческие элементы. К ним же относится кубинская сантерия, гаитянское вуду. И португальцы и бразильские власти запрещали кандомбле. Гонения прекратились лишь в середине прошлого века. Теперь фонтан со скульптурами божеств кандомбле украшает самый центр Сальвадора. Нам повезло - мы получили приглашение на обряд кандомбле, который проводила известная шаманша, или, как говорят в Бразилии, "мать святых". Обряды кандомбле проводятся в так называемых "террейро". Террейро, куда нас пригласили, известно на весь город. Здание самое обычное, без всяких видимых отличий. Так повелось со времен, когда открыто собираться приверженцы кандомбле не могли. Жрица террейро донна Элис Мария Санта-Крус, была целиком поглощена подготовкой к обряду и смогла уделить мне лишь несколько минут. Чтобы все прошло хорошо и божества вняли мольбам верующих, их перво-наперво надо угостить. Ведь они хоть и отождествляются с христианскими святыми, пребывают не на небесах, а на земле, среди людей. Угощение готовилось всю ночь, осталось последнее блюдо - жареные бананы. Резкий горько-сладкий запах подгоревшего пальмового масла, на котором их готовят, европейцу вряд ли покажется аппетитным - скорее наоборот. ............ |