Часть полного текста документа:Камбуджадеша (Ангкор) в VIII - XIII веках История одного из значительных феодальных государств Азии, империи Камбуджадеша, четко делится на три периода: ранний - конец VIII-X в.; период расцвета - начало XI - начало XIII в.; поздний - середина XIII - середина XIV в. В конце VIII - начале IX в. правитель княжества Аниндитапура, Джаяварман II, повел вооруженную борьбу, объединяя разрозненные княжества. Закрепив за собой восточные области, он перешел на запад в район р.Сиемреап, где основал город (вблизи будущей столицы Яшодхарапуры, позднее названной Анг Нокор или Ангкор). Официально провозглашенный монархом в 802 г., Джаяварман II правил до 854 г. Он строил города к северу от Большого озера, где до этого не было крупных центров государственности, и вел широкую раздачу земель. В это время исчезли с социальной арены и заменились другими целые группы населения. Прослойка землевладельцев тангов была заменена социально близкой им, но более многочисленной и социально активной группой вап; это были мелкие землевладельцы, связанные с общиной, но имевшие земли и за ее пределами. Крупные землевладельцы - мратани - во все большей степени становятся чиновниками. Разрастается сословие чиновников - кхлонь. В ранний период наряду с сохранением многих традиций VII-VIII вв. возникают явления, типичные для времен империи: расчистка леса и пожалования монархом целых общин-сруков светским и духовным владельцам. Начинается характерное для IХ-ХI вв. освоение нови по инициативе феодала. Интенсивно развивается крупное светское и духовное феодальное землевладение, чему постоянно способствует государство. Рост крупного землевладения в это время шел еще не за счет разорения мелких и средних свободных землевладельцев; на начальном этапе империи земли дарили в основном монархи. С IX в. представители деревень являются обязательными свидетелями при сделках с землей. Нет упоминаний о купле-продаже земли, редко встречается и упоминание об обменах; нечасты и сведения об операциях с малыми участками земли - сре (рисовое поле). Шло освоение за счет государства новых полей, строительство каналов, водоемов и передача всего владельческого комплекса - срука - служилым или такая же передача, но с обязательством построить храм и содержать его из доходов, приносимых этой землей. По-видимому, использовался труд юридически свободных сельских общинников - анаков - для первоначальной обработки земли; они не только выплачивали государству налоги и подати, но и отбывали трудовую повинность, или государственную барщину, служили в армии. Труд зависимых-кньомов был важным элементом земледельческого производства. При Джаявармане П сливались светская и духовная власть, законченный вид приобрел культ бога-царя (девараджи). Теперь кхмерское государство представляло собой неограниченную деспотию, всевластный монарх одновременно являлся верховным богом. Наметившееся ранее слияние служилых и неслужилых светских частных землевладельцев с духовенством было окончательно оформлено, кхмерское государство смогло создать вокруг себя империю, по размерам и длительности существования равную величайшим империям Азии. Культ девараджи был сочетанием аустроазиатского культа предков (в частности, предков монарха) и культа духов земли с малораспространенными в индийском мире, но оказавшимися удобными для кхмеров тантрийскими представлениями о божественной силе и мощи государя в сочетании с основными особенностями шиваизма. ............ |