Часть полного текста документа:Как сократить расходы на бизнес-образование? Александр Медведев В числе причин, которые могут заставить задуматься о целесообразности получения бизнес-образования, несомненно, входит стоимость восхождения на эту новую ступеньку в карьере. Первое, с чем при проведении исследования рынка бизнес-образования мы столкнёмся, так это с тем, что основное различие в цене зависит от того, где получать MBA. Цифра эта колеблется так же, как стоимость трёхкомнатной квартиры в Москве, только повышение происходит не в зависимости от близости к центру Москвы, а от близости учебного центра к нахождению в вершинах рейтинга американских бизнес-школ "Financial Times" или "The Economist Intelligence Unit", "USNews - America's Top Business Schools", "BusinessWeek", "Forbes - Best Business Schools", "The Wall Street Journal - Guide To Business Schools". Российские школы по понятным причинам в эти рейтинги не попадают, не попадают они и в рейтинги ведущих европейских учебных заведений. Но, по крайней мере, аккредитация в международных системах контроля за качеством бизнес-образования стала необходимым атрибутом российских учебных заведений. Получение MBA в России на порядок дешевле, но и престижность такого образования на порядок же ниже. Рост доходов после наших бизнес-школ, мягко говоря, тоже не впечатляет (компенсационный доход после ведущих западных бизнес-школ обычно в два-три раза превышает тот, что был до поступления). Недавно выпускники одной серьезной российской бизнес-школы подсчитали рентабельность обучения. Ни одному из них учеба не принесла прибыли. В лучшем случае, они вышли в ноль. В целом можно констатировать, что обычно кандидаты не ищут дешевых MBA (лишь 10% в своем выборе руководствуются низкой стоимостью). Большинство из них стремятся к долгосрочным карьерным преимуществам, измеряемым ускоренным карьерным ростом и уровнем зарплаты. Вся проблема - в том, как это измерить. И, наконец, еще один минус российских бизнес-школ. Если на Западе распространены дневные программы МВА (так называемые full-time), то в России - вечерние (исключение составляют, пожалуй, лишь дневные МВА школ ВШМБ, ВКШ и "ЛЭТИ-Лованиум"). Западный подход - на полноценных МВА студенты учатся в среднем 12 часов в сутки, а у нас -- в неделю. Так что получается, что человек, твёрдо вознамерившийся добавить в своё резюме строчку: "получил степень MBA", должен чётко представлять себе, в какой стране и компании он будет далее стремиться получить работу. По мнению российских рекрутеров и хэд-хантеров, диплом МВА повышает конкурентоспособность менеджера на рынке труда. Однако, только в том случае, если это диплом известной европейской или американской школы бизнеса, входящей в мировой рейтинг "Top-100". В этом случае, получение диплома МВА в полной мере приводит к реализации планов и ожиданий потребителей. Кроме того, диплом МВА образовательного учреждения РФ может интересовать российские компании среднего бизнеса. В любом случае, следующим этапом по снижению стоимости бизнес-образования следует рассматривать как выбор формы обучения, так и способ его финансирования. Кроме дневной формы существуют ещё вечерняя, очно-заочная и дистанционная. На сегодняшний день программы MBA, предполагающие полную занятость, остаются наиболее популярными. ............ |