Часть полного текста документа:Как сделать научную карьеру Борис Абрамович Райзберг, доктор технических и экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Предположим, что то ли под воздействием собственных убеждений и интересов, агитации родителей, родных и знакомых и убедившись в преимуществах научного счастья, вы одержимы желанием повысить свой социальный статус с помощью научных степеней и званий. Однако вас сдерживает неуверенность в своих способностях и возможностях. Или в силу незнания методики и технологии прохождения аспирантуры и докторантуры, подготовки и защиты диссертации вы сомневаетесь в том, что вам доступны научные вершины, и страшитесь неизведанных путей. Отбросьте прочь подобные вредные сомнения. Не боги горшки обжигают и не гении диссертации пишут. Это делают рядовые обычные люди средних, а иногда и ниже средних способностей. Способности распределены более или менее равномерно, почти все рождаются одинаково талантливыми. Все дело не в прирожденных способностях, а в усердии. Именно усердие и настойчивость и есть способность. Недаром говорят: "Один процент таланта и девяносто девять процентов терпения - вот вам и гений". А один процент таланта есть практически у всех. Что же до талантов и гениев, которые иногда, правда крайне редко, все-таки встречаются, то они настолько выделяются из общей массы претендентов на ученую степень, что им незачем доказывать свою исключительность диссертациями. Диссертации талантливые люди все же защищают, но чаще всего уже став признанными учеными или будучи близкими к тому. Ну, а как же быть с укоренившимися представлениями, суть которых выражена в популистских лозунгах: "Путь в науку - только одаренным", "Мы ищем таланты"? Наличие подобных утверждений - неизбежные издержки научного приукрашательства, свойственного не только ученым, но и многим просто несведущим людям. Не исключено, что и сами ученые, уже прорвавшиеся в науку, усиленно насаждают подобные "страшилки", чтобы возвеличить себя, подчеркнуть свое собственное достоинство. Надо также иметь в виду: бравурные восклицания по поводу того, что наука - обитель только для исключительных, избранных людей, заимствованы в основном из арсенала журналистов, телерепортеров и всяких публицистов, крайне далеких от науки, имеющих смутное представление о подлинном облике, пружинах и действии механизма научного продвижения. Кому вообще нужна исключительность в стране и в системе, главный принцип которых - уравнительность? Заметим к тому же, что талант часто проявляет себя неожиданно, отдельные гениальные ученые плохо преуспевали в школе и в институте. Почему же не исходить из предположения, что и вы относитесь к этой когорте? Перейдем к официозу, четко определяющему, кому и за что присуждается ученая степень. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий гласит: "Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование. Ученая степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии". Как следует из Положения, единственное, что требуется от претендента на ученую степень, - это иметь высшее образование, затем - написать и успешно защитить диссертацию. Реально за этими скромными на первый взгляд условиями стоит очень многое. ............ |