Часть полного текста документа:Основание Кабардино-Балкарского Государственного Педагогического института и его становление (1932 - 1941 гг.) Высшее образование в Кабардино-Балкарии, как и в большинстве национальных районов нашей страны, является детищем Великого октября, результатом проведения в жизнь ленинской национальной политики Коммунистической партии Советского Союза. Кабарда и Балкария в дореволюционном прошлом входили в число самых отсталых национальных окраин старой России. Здесь, по существу, не было промышленных предприятий, а следовательно, и рабочего класса. Сельское хозяйство тоже было примитивным. В зачаточном состоянии находилось и народное образование. Грамотных среди кабардинцев насчитывалось всего 1,9 %, а среди балкарцев - 0,9 % Ни в одном кабардинском и балкарском селении не было сколько-нибудь приличной начальной школы. Что же касается среднего и высшего образования, то его имели единицы, и то из среди господствующих классов. Выдающимся событием в жизни народов Кабардино-Балкарии, в развитии их социалистической культуры было открытие в 1932 г. по решению правительства РСФСР Кабардино-Балкарского государственного педагогического института. Открытие педагогического института диктовалось все возрастающей потребностью в подготовке учительских кадров в связи с введением всеобщего обязательного начального образования и уже начавшимся развитием семилетнего образования. К тому же ни один вуз страны не готовил и не мог готовить учителей кабардинского и балкарского языков и литератур, необходимость в которых возрастала с каждым годом в вязи с развитием спроса со второй половины 20-х годов на кадры этого профиля виду коренизации государственного аппарата и органов управления области перевода всего делопроизводства на кабардинский и балкарский языки. В этих условиях подготовка национальных педагогических кадров, осуществлявшаяся в основном через Горский педагогический институт, находившийся в г. Орджоникидзе. Уже не могла удовлетворять потребности Кабардино-Балкарии учитывая эти обстоятельства, Кабардино-Балкарский обком партии в конце 1931г. обратился в Совнарком Российской Федерации с просьбой открыть в Нальчике самостоятельный педагогический институт. 23 апреля 1932г. бюро обкома партии обсудило вопрос об организации педагогического института и открытии его с начала, 1932/33 учебного года. Постановление бюро обкома партии предусматривало в составе открываемого педвуза самостоятельные отделения по кабардинскому, балкарскому, русскому языкам. Было признано необходимым приступить к строительству учебного корпуса пединститута в районе затишья. При этом бюро обязывало облисполком "вывести затишье из состава курортной зоны совместно с горсоветом, определить участок строительства". Подготовка к открытию пединститута была полностью завершена к 7 сентября 1932 года. Кабардино - Балкарский Педагогический институт постепенно становился культурным центром республики. Его преподаватели принимали активное участие в общественно-политической жизни республики оказывали большую помощь органам народного образования, составляя рабочие программы, подготавливая учебные пособия, учебники и хрестоматии для школ республики по кабардинскому и балкарскому языкам, по методике преподавания русского языка в национальных школах. Но особенно велика была роль института в подготовке учителей русского, кабардинского и балкарского языков и литературы, математики, физики, истории, ботаники, зоологии, химии и географии. К началу 40-х годов Кабардино-Балкарский государственный педагогический институт окреп, пополнился его профессорско-преподавательский коллектив, улучшился качественный состав студентов. ............ |