Часть полного текста документа:К вопросу об элементах сакральности в революционном мировоззрении Худолеев Алексей Николаевич, к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории, Кузбасская государственная педагогическая академия Духовность является важной составляющей любого общественно-политического или религиозного течения. Не является исключением и революционная парадигма, долгое время определявшая направление развития русского исторического процесса. Основанная на материалистическом понимании, воинствующем атеизме и на отрицании христианских ценностей, революционная доктрина в то же время впитала в себя некоторые элементы религиозного сознания, представив его в новом, искаженном виде. Какие же компоненты христианского сознания вошли в радикальную идеологию? В первую очередь, революционное мировоззрение основывается на вере в совершенный идеал человеческого общежития. Стремление создать "Царство Божие" на земле в виде коммунистического рая было стержневой идеей, от которой отталкивалась революционная теория и практика, отвергая при этом существование рая на небесах. Подобную раздвоенность ментальности русской радикальной среды с тонкостью проницательного мыслителя подчеркивал еще А. И. Герцен, спрашивая ее: "Объясните мне, пожалуйста, отчего верить в бога смешно, а верить в человечество не смешно; верить в царство небесное - глупо, а верить в земные утопии - умно? Отбросивши положительную религию, мы остались при всех религиозных привычках и, утратив рай на небе, верим в пришествие рая земного и хвастаемся этим". Следует отметить, что революционный способ достижения христианского идеала сопровождался порой языческим обрядом жертвоприношений. Об этом свидетельствует применение российскими революционерами методов политического терроризма. Идол "социальной справедливости" с каждым годом требовал все больших жертв. И они находились в лице императора, высших сановников, губернаторов, простых городовых, конторских служащих и т.д. Библейское "не убий" оказалось в первом ряду заповедей, забытых и отринутых русскими революционерами. Следующими важными элементами радикального мировоззрения являются аскетизм и самоотречение. Революционное монашество считалось главным качеством "настоящих борцов" с самодержавием. Истинный революционер обязан был отказаться от всех земных удовольствий и благ и полностью сосредоточиться на достижении поставленной цели. Ничего больше не должно было его волновать. Эта установка нашла отражение в знаменитом "Катехизисе" С. Г. Нечаева, в котором говорилось, что "революционер - человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью - революцией". Наряду с аскетизмом и самоотречением революционное мировоззрение пропитано духом самопожертвования. Молодые люди, многим из которых не было и тридцати лет с радостью приносили себя в жертву (погибали во время террористических актов, с улыбкой, смеясь и шутя, шли на виселицу) во имя культа "светлого будущего". Их имена канонизировались в радикальной среде, обличались в ореол святости. Таким образом, на место христианских святых-мучеников ставились новые, революционные. ............ |