Часть полного текста документа:К вопросу о социальных интересах российского общества в начале ХХ и XXI веков по материалам периодической печати. Мартынова Лариса Сергеевна и Бояркин Иван Дмитриевич. Ученики 11А МОУ "Лицей № 43" Человек всегда задумывался о том, зачем и почему он существует. На это можно ответить по-разному. Всё зависит от того, на какое место в мире себя ставит человек. Существует две точки зрения по этому поводу: человек - творец истории, и противоположная, человек - всего лишь пешка на огромном поле противоборствующих сил. Обе эти точки зрения имеют право на существование, но в зависимости от эпохи степень осознанного включения человека в исторический процесс меняется. Бесспорно, современный человек отличается от человека эпохи средневековья. Причём речь идёт не только об изменении быта, одежды, жилища, но и об изменении его социальных интересов. По мере взросления человек, конечно, меняет своё положение в обществе и представления об этом обществе. Ребёнок не интересуется политикой, повышением цен. Его волнуют события собственного мира - новая игрушка, поездка к бабушке и т.д. Взрослея и включаясь в общественную жизнь, он интересуется более глобальными проблемами: ценой на мороженое, повышением квартплаты, структурой власти, мировыми катастрофами. А как изменяется совокупность социальных интересов человека по мере исторического развития? В своей работе мы попытаемся выяснить, как изменились социальные интересы человека и общества по прошествии ста лет, с 1904 до 2004 года. Сто лет для одного человека очень много, но для истории - это короткий миг. За это время в стране многое изменилось: структура государства, отношения в обществе. В 1904 году Россия была абсолютной монархией, сейчас - она демократическая республика. А вот изменились ли социальные приоритеты человека и общества за эти сто лет? Итак, 1904 год... Этот год был очень сложным для России: началась русско-японская война, назревала революция. Сложно представить себе, что чувствовал тогда обычный человек. Это страх перед будущим, страх за своих близких и, главное, невообразимое желание свободы в обществе, где отсутствовали демократические права. Что же чувствуем мы сейчас? Разве не тот же страх перед будущим? Страх за своих близких? Разве мы не мечтаем о свободе? Да, всё это так. Но ведь мы испытываем другой страх, мы мечтаем о другой свободе. Мы не такие как раньше, и мы это осознаем. Человек меняется вместе с социальной средой, и во многом из-за социальной среды. История - наука о развитии общества. Изучая её, мы познаём сущность самих себя. Зная историю, осмысливая её, человек сможет не повторять своих ошибок. Также как взрослый человек анализирует свои поступки и склонности, на основе этого анализа корректируя свою личность, общество тоже должно анализировать себя, свои интересы, положительные и отрицательные изменения. В данном случае субъект и объект изучения совпадают, поэтому очень трудно объективно рассмотреть изменения. Тем не менее, этот анализ необходим. Газета является зеркалом эпохи. Их читали и читают миллионы людей. Можно сказать, что газеты давно являются неотъемлемой частью общества. На их страницах ежедневно, еженедельно, ежемесячно отображается жизнь обычного человека, отображается то, что ему, как читателю, интересно, то, что его волнует, то, что относится к нему каким бы то ни было образом. ............ |