Часть полного текста документа:К вопросу о "вибрационных уровнях" Речь идет о попытке эзотерических психологов [ 1] структурировать бытийные переживания человека, включая нетривиальные переживания, знакомые не только "психонавтам" - исследователям внутренних пространств - но и людям, далеким от экспериментов со своей психикой. И им случается переживать необычные психические состояния, запоминающиеся своей яркостью и силой на всю жизнь, и оказывающие, как правило, сильнейшее преобразующее влияние на самосознание. Идея структурирования бытийных переживаний человека была широко популяризирована Дж. Лилли. [ 2] Он описал модифицированную шкалу "вибрационных уровней" Г.Гурджиева, примененную для диагностики психических состояний и целевого развития психики. Но объяснения, даваемые Лилли "вибрационным уровням", настолько сумбурны и поверхностны, что их нельзя считать адекватными. Какова же история "вибрационных уровней", и что это, собственно говоря, такое? Впервые эту тему осветил П.Успенский, [ 3] занимавшийся в группе Гурджиева. Излагая космологию своего бывшего инструктора, он пишет, что объективная реальность представлялась Гурджиеву в виде инволюционного каскада излучений "абсолюта" - начального состояния вселенной. Каждому каскадному порогу излучения соответствует уровень материи, характеризующийся определенным количеством действующих здесь законов, частотой вибрации и плотностью вещества. "Вибрационный уровень" материи определяется числом законов, управляющих этим уровнем. Так, первый уровень материи управляется всего тремя законами и поэтому обозначается цифрой "3". Следующий уровень материи управляется уже шестью законами и поэтому обозначается цифрой "6". Нижеследующие - "12", "24", "48", "96", "192" и т.д. Впоследствии эту гурджиевскую "вибрационную шкалу" использовал О. Ичазо, современный латиноамериканский инструктор психического развития, в групповой работе которого принимал участия Лилли. Ичазо применял идею "вибрационных уровней" уже для структурирования субъективной реальности . При этом он соединил гурджиевские "вибрационные уровни" с дзен-буддистским понятием сатори - "просветления". Ичазо эмпирически выделил четыре уровня позитивных переживаний ("+24", "+12", "+6", "+3"), отражающих стадии нарастания просветления, и четыре уровня негативных переживаний ("-24", "-12", "-6", "-3"), отражающих степени нарастания помрачения ("антисатори"), а также уровень нейтрального переживания ("48"), который нельзя назвать ни позитивным, ни негативным ("ни сатори, ни антисатори). Приводим краткое описание данных уровней бытийных переживаний: 137 "+24" . Переживание любви к самому себе. Возникает потребность принять себя таким, как ты есть, со всеми недостатками. Нежелание подражать кому-либо, каким-либо внешним стандартам. Потребность быть самим собой. Переживание себя как эффективного индивида. Радость от успешной деятельности, от выигрыша в ситуации, от подкрепления "образа-концепции себя". Отсутствие огорчения при неудачах, нечувствительность к чужим мнениям. Гипоманиакальное состояние. В коммуникации выражается в многозначительной важности, снисходительном превосходстве, в осторожном или даже безудержном хвастовстве. Состояние, благоприятное для физической работы, спорта, амурных похождений, манипулятивного общения, воинских упражнений. ............ |