Часть полного текста документа:К вопросу о первых исследовательских подводных лодках Серьезные предложения использовать подводную лодку (ПЛ, submarine) для изучения моря столь же стары, как и этот класс боевых кораблей. Они относятся к концу ХIХ-го века, когда подводные лодки стали занимать свое место во флотах большинства стран (7). В качестве исследовательских, предлагалось использовать как боевые подводные лодки, так и специально построенные с учетом накопленного опыта. В обширных сводках, в том числе и зарубежных, по проблемам подводных изысканий (4,8 и многие другие) приоритет в создании автономных обитаемых аппаратов (в частности исследовательских подводных лодок) отдается СССР. Традиционно считалось, что переоборудованием боевой подводной лодки С-148 проекта 613 в 1957-1958 годах, была создана первая исследовательскую подводная лодка "Северянка" [1]. Лишь в немногих источниках пальма первенства отдается американскому "Наутилусу" [2], на котором в 1931 г. известные полярники Губерт Уилкинс и Харольд Свердруп предприняли попытки пробиться к Северному полюсу. Однако, имеющиеся в нашем распоряжении, материалы ломают сложившиеся стереотипы. Они позволяют считать, что первой исследовательской подводной лодкой была германская подводная лодка "Лолиго" ("Loligo") [3]. Она была построена в 1914 г. для одной из старейших морских станций в Европе - зоологической станции Берлинского аквариума [4], которая находилась на территории Австро-Венгрии. Хотя по современной классификации "Лолиго" может быть отнесен скорее к классу подводных аппаратов (Submersible), а не подводных лодок (Submarine), мы будем использовать последний термин, как применяющийся в анализируемых документах. Идея построить подводную лодку специально для исследовательских целей принадлежит немецкому зоологу и меценату д-ру Шоттлендеру, который и оплатил большую часть стоимости постройки (153 000 итальянских лир) из собственных средств. Проект был разработан фирмой Уайтхеда (Whitehead, г. Фиуме, ныне Риека) и реализован местной верфью "Danubius" (современное название "3 мая") на протяжении 1913 года. Электромотор мощностью 30 НР обеспечивал лодке скорость в 7 узлов при плавании на поверхности и 4 узла при плавании под водой. Расчетная глубина погружения "Лолиго" составляла 50 м. Экипаж исследовательской подводной лодки состоял из трех человек (командир, рулевой и механик) и трех исследователей. Для наблюдений имелось три небольших иллюминатора. Кроме того, один из естествоиспытателей мог покидать лодку в жестком скафандре через специальный шлюз. Так как "Лолиго" предназначался только!!! для исследовательских целей, то на лодке отсутствовали перископ и вспомогательный двигатель, а также навигационное оборудование. Изыскания предполагалось совместно с судном-маткой, которое доставляло бы подводную лодку в район работ, обеспечивало погружения и служило плавучей лабораторией для сбора и обработки материала. Предполагалось, что первые пять лет, исследовательская лодка обеспечивала бы научные проекты самого д-ра Шоттлендера (обследование мест старых кораблекрушений и поиск рыбных скоплений), после чего она поступала в полное распоряжение станции. Подводная лодка "Лолиго" была закончена постройкой в начале июля 1914 года. Торжественная церемония крещения и спуска на воду состоялась 15 июля 1914 года. ............ |