Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Биологический факультет
Кафедра физиологии человека и животных
Допущено к защите
Зав. кафедрой __________ Евтухова Л.А.
« _____ » ______________ 2008г
Изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля
Дипломная работа
Исполнитель:
студентка группы Б-52
________ Процкая Анастасия Викторовна
Научный руководитель:
Ассистент
________ Потапченко Александр Александрович
Рецензент:
Ассистент
________ Жадько Светлана Владимировна
Гомель 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Общее представление о памяти
1.2 Виды памяти
1.3 Взаимосвязь различных видов памяти
1.4 Законы памяти
1.5 Нейрофизиологические основы памяти
1.6 Процессы памяти
1.7 Общие характеристики продуктивности памяти
1.8 Развитие памяти
1.9 Нарушения процессов памяти
1.10 Приемы управления памятью
1.11 Сущность и функции внимания
2 ОБЪЕКТ, ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Объект и программа исследований
2.2 Методика исследований
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Объем кратковременной памяти и внимания у школьников
3.2 Объем образной кратковременной памяти у школьников
3.3 Логический и механический способ запоминания у школьников
3.4 Рекомендации по улучшению памяти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Оценка современного состояния изучаемой проблемы. Во многих странах мира ученые работают над проблемами усвоения информации. Ведутся исследования свойств памяти и способов воздействия на память. Пытаются воздействовать на мозг гипнозом или химическим путем... Способы эти опасны для физического и психологического здоровья и не приводят к положительным результатам.
Внимание ученых сосредоточилось на изучении механизма памяти и техники запоминания. Однако никому еще не удалось добиться существенного улучшения запоминания учебного материала – а ведь именно в облегчении процесса учебы больше всего нуждается человек [3, 42].
Любое ухудшение памяти вызывает у человека личные переживания. С памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, уровень своей работоспособности, возможность выполнять профессиональные обязанности [23, 24].
Актуальность темы. С давних времен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своей памяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако, как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычно оканчивалась поражением для человека. Так было начиная от первых пещерных поселений. Так есть и сегодня, потому что очень сложно возбудить те клетки коры мозга, которые когда-либо получили информацию, но с трудом дают возможность воспроизвести ее вновь [37].
Во всех умственных занятиях, даже во многих профессиях, чувствуется необходимость вверять памяти, более или менее совершенным образом, разные понятия и познания. Недостаточно развитая природная память является причиной продолжительных трудов и, часто бесполезных, усилий.
В частном случае ученик, одаренный хорошей памятью, имеет всегда превосходство над своими товарищами, не столь счастливыми в этом отношении, и всегда заслуживает похвалы учителей, успевая больше при экзаменах и конкурсных испытаниях, и то с гораздо меньшим трудом [48].
Американские ученые считают, что человек за свою жизнь может точно воспроизвести лишь 5% того, что он узнал примерно за 50-60 лет своей жизни. ............