Часть полного текста документа:Изучение младшего школьного возраста в работах Бине Реферат подготовила Далакян К.Г., д/о, 4 курс, 47 группа Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Москва, 2007 В своей книге "Современные идеи о детях" А. Бине пишет, что в центре внимания его исследований находятся способности детей и их связь с процессами воспитания и обучения. Бине изучал способности на выборке мальчиков от 6 до 14 лет. Его интересовали индивидуальные различия детей по способностям; интересовало, можно ли развивать способности. По его мнению, образование, т.е. обучение и воспитание каждого конкретного ребенка должно выстраиваться в соответствии с этими способностями. То есть эта проблема напрямую взаимосвязана с практическим применением психологии в воспитании и педагогии. Главная задача, стоявшая перед Бине, задача измерения умственных способностей. Она связана с некоторыми особенностями (проблемами): существует много различных способностей; у конкретного ребенка они могут быть развиты неравномерно. Ум - это способность познания, направленная на внешний мир и работающая над воспроизведением его в целом на основании данных нам незначительных отрывков его. Для измерения умственных способностей необходимо было "придумать большое количество испытаний, быстрых и точных, возрастающих по трудности; испробовать их на детях разного возраста большой выборки; выяснить испытания с точностью до года; составить шкалу". Эта шкала была составлена Бине и его коллегами. Шкала для детей самого младшего возраста (3 месяца - 2 года) составлена на основании исследований, проведенных в яслях. Примеры заданий, которые соответствуют определенному возрасту ребенка (то есть те задания, которые большинство детей в этом возрасте выполняет): 3 месяца - произвольный взор. 9 месяцев - внимание к звукам; схватывание предмета при соприкосновении с ним или после зрительного восприятия. 1 год - различение пищи (если ребенку предложить шоколад и дерево, он выберет шоколад). 2 года - хождение; исполнение поручений (направлено на понимание речи); указание своих естественных нужд. С детьми 2 6 лет исследования проводились в детском саду. Детям предлагали повторять слова и цифры, называть предметы окружающей обстановки, называть предметы по картинке, отвечать на вопросы (например, "ты мальчик или девочка?"), сравнить два предмета, например, две коробки, и указать более тяжелую, срисовать квадрат. С 6 и до 12 исследования проводились в школе. Детям задавались вопросы, например, "сколько тебе лет?", "сколько у тебя пальцев?" или более сложные - назови дни недели, месяцы года, девять монетных единиц Франции. Кроме того, давались задачи на счет: назвать сумму двух чисел; назвать, какую ребенок получит сдачу в магазине. Более сложные задачи - на умножение и деление. Примеры других заданий: составить фразу, в которой были бы два данных слова; повторить пять цифр; прочитать текст и затем ответить на вопросы по нему; исполнить три поручения одновременно; рассказать о различии между двумя материалами (например, стекло и дерево); найти ошибку во фразе (например, "Вчера нашли на укреплениях труп несчастной молодой девушки, разрезанный на восемнадцать кусков. ............ |