СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности изучения лирического произведения в школе
1.1 Изучение лирики на уроках литературы
1.2 Система работы над поэтическими произведениями Пушкина в школе, отраженная в школьных программах по литературе
Глава 2. Классная и внеклассная формы изучения поэзии А.С. Пушкина в школе
2.1 Уроки по изучению лирики Пушкина
2.2 Внеклассные формы работы по изучению поэтического наследия А.С. Пушкина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Поэтическое наследие А.С. Пушкина огромно и лишь малая его часть изучается в школе. Со стихотворениями великого поэта дети знакомятся еще в начальной школе, начиная с первого класса, как только они начинают самостоятельно читать. Эти произведения заучиваются наизусть на уроках развития речи в младшей школе. Далее изучение лирики А.С. Пушкина продолжается в среднем и старшем звене школы.
Пушкин — одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом. Глубокое знание и понимание его произведений может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Система уроков и внеклассной работы может помочь в решении этой задачи.
Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций. Поэтому работу над литературным произведением необходимо сочетать с другими видами искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Такая форма изучения литературы нашла свое отражение в идее диалога искусств, которая в свою очередь применяется на практике в школе, что и будет рассмотрено нами в нашей работе.
Методистами и педагогами накоплен огромный опыт в изучении поэтических произведений А.С. Пушкина в школе. Используется огромное количество методов и приемов проведения уроков по изучению поэтического наследия поэта, сформирована система внеклассной работы. В методических трудах и пособиях собрано огромное количество материала по данной проблеме, который требует анализа и систематизации. Этим и определяется актуальность данной работы.
Объектом исследования в нашей работе является процесс изучения поэтического произведения в школе и особенности изучения именно поэзии А.С. Пушкина.
Предмет нашего исследования – лирика А.С. Пушкина в школьном изучении.
Цель работы: проанализировать существующую в современной школьной практике систему работы по изучению поэтического наследия А.С.Пушкина
Цель определяет задачи исследования:
- выявить особенности работы над лирическим произведением, как особым родом литературы;
- рассмотреть систему изучения поэзии А.С. Пушкина в различных классах согласно школьной программе;
- проанализировать различные методы и приемы, используемые для изучения поэтического наследия великого поэта на уроках литературы и во внеклассной работе, рассмотреть идею диалога искусств применительно к проблеме нашего исследования;
Источниковой базой для нашего исследования послужили работы таких методистов как B.C. Гречинская, Э.Н. Горюхина, В.Г. Маранцман, Н.В. Мирецкая и др. Огромный вклад в разработку различных аспектов данной проблемы внесли также М.А. ............