Тема: Изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Понятие студенчества и его место в социальной структуре. 4
1.1 Место студенчества в социальной структуре общества и в группе молодежи 4
1.2. Генезис студенческой молодежи как социальной группы.. 5
2. Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи. 14
2.1. Понятие ценности и ценностных ориентаций. 14
2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики. 16
2.3. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
ЛИТЕРАТУРА.. 30
ВВЕДЕНИЕ
В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная студенческая молодежь делает свой исторический выбор. "Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей — вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, - они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, - реформе конец", - так считает социолог А.Г. Кузнецов[1].
"От того, какой ценностной потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности. ... Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения — явления общественные, коллективные"[2].
Вышесказанное определяет актуальность темы. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям и его инновационный потенциал.
Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть понятие студенчества и его место в социальной структуре; 2) выявить изменения ценностных ориентаций у современного российского студенчества в результате реформ. Исследование проводилось по данным научной литературы и опубликованных социологических исследований.
1. Понятие студенчества и его место в социальной структуре 1.1 Место студенчества в социальной структуре общества и в группе молодежи
Студенчество определяется как "особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций". К системообразующим признакам студенчества различные исследователи относят маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость социальной психологии и поведения, доминантное влияние половозрастного фактора.[3]
Определение возрастных границ молодежи, а именно верхнего, имеет очень большое значение. ............