Часть полного текста документа:Изменения бизнес-модели в электросвязи неизбежны. Прогноз "классического" связиста А.Ю. РОКОТЯН, старший вице-президент ЗАО "Компания ТрансТелеКом", канд. техн. наук Динамика развития телекоммуникаций в последние годы впечатляет. Однако мы много говорим о прогрессе в технике, о новых возможностях, которые он приносит операторам связи и пользователям, - и гораздо реже пытаемся проанализировать последствия происходящих изменений для операторского бизнеса. А в этой сфере тоже немало интересного. Автор, изначально являясь "классическим" инженером-связистом со стажем работы в отрасли более 20 лет, пытается проанализировать аспекты, касающиеся моделей бизнеса операторов связи. Немного истории Чтобы понять будущее, иногда полезно заглянуть в прошлое. Хотя бы для того, чтобы почувствовать динамику развития. Поэтому давайте вспомним, с чего начинались телекоммуникации. Думается, это поможет с правильной точки начать наш путь к прогнозу того, что их ожидает в будущем. Итак, появившись в XIX веке, электросвязь (сначала это была телеграфия, потом телефония и другие службы) вплоть до 80-х годов века XX сталкивалась: с недостаточными пропускными способностями линий связи; с необходимостью обеспечения приемлемого качества каналов за счет серьезных технических ухищрений, разработки жестких норм проектирования сетей и устройств; с управлением коммутационными устройствами, осуществляющимся на аппаратном уровне, поэтому основанным на жесткой логике. В результате телекоммуникации представляли собой набор специализированных сетей, ориентированных на передачу конкретных видов информации - телефонной, телеграфной... Логика формирования услуги в этих сетях была заложена в соответствующих коммутационных устройствах - телефонных и телеграфных станциях и узлах. Это - с технической точки зрения. А с точки зрения особенностей бизнеса стоит отметить следующие характерные моменты: услуга связи (передача сообщений между пунктами А и Б) сама по себе представляет ценность для клиента и потребляется им как таковая; цель отрасли - ликвидация дефицита услуг (телефонизация и пр.), поэтому необходимо было прежде всего концентрировать ресурсы и развивать инфраструктуру; оператор - и владелец сети, и продавец услуг; услуги, правда, скорее "покупают" (поскольку дефицит), чем "продают", поэтому операторы связи могут себе позволить уделять маркетингу минимум внимания. Именно эти факторы привели к появлению национальных операторов-монополистов (сейчас, как правило, имеющих приставку "бывших"). И конкуренция, там, где она все-таки возникала, имела в основном форму конкуренции инфраструктур. Операторы соревновались в географическом покрытии, эффективности эксплуатации (отсюда - более низкие цены), возможности обеспечить качество. В рамках этой парадигмы отрасль жила более 100 лет. Появлялись новые потребности - создавались новые специализированные сети (например, сети передачи данных). Совершенствовались системы передачи, менялась среда распространения - увеличивалась пропускная способность линий связи. 12 каналов тональной частоты, потом 60, 300, 1920, 3600... Появилась цифровая техника. ............ |