Контрольная работа по предмету
Христианство и русская литература
Сочинение на тему
«Избранные произведения А.С. Пушкина в аспекте его духовно нравственного опыта»
Введение
Каждое новое поколение человечества помимо великого дара в виде накопленного опыта предков обременяется еще и ответственностью за нравственное осмысление предыдущих времен. И чем больше поколений было испытано жизнью, тем более каждый человек должен творить современность, зная историю, почти как свою «должностную инструкцию». Ведь человеческая личность сама по себе – должность, то есть тот, кто должен что-либо делать, и за это дело нести ответственность.
Творец создал мир мерою, весом и временем. И сотворил его разумно, с любовью. Поэтому каждое явление закономерно и законы происхождения явлений соответствуют замыслу Творца. Они Им установлены. В этом Божественном порядке, венцом творения является человек. У человека есть свободная воля и бессмертная душа. Порядком бытия человека (что до грехопадения, что после) становится духовно-нравственный закон. Данные человеку Богом, основные законы жизни человека – заповеди. Засвидетельствованные в Священном Писании, они содержат много повелений. Они даются несколько раз в разных исторических условиях, и как правило в наиболее важные этапы человеческого бытия. Они соответствуют тому духовному состоянию, в котором находится человек в ту или иную эпоху…. Вот Адаму даются заповеди о невкушении плода, вот Ною даются заповеди о невкушении крови, вот Моисею даются десять заповеди, первая из которых «Я – Бог твой…», а вот и заповеди блаженства…
Казалось бы, как могут меняться принципы бытия? Но Господь, пришедший в мир грешных спасти, говорит: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить». Сам духовно-нравственный закон для человека не менялся, т.к. установлен он как закон Богообщения, - как вершина, с которой Адам упал, и к которой он должен стремиться. И чем дальше человек падал с небесной высоты этого закона, тем труднее ему становилось воспринимать его. В конце концов, человек перестал разговаривать с Богом напрямую, как это делали ветхозаветные праведники. Хоть и формулировка заповедей была всегда адекватна эпохе, человек всегда умудрялся проживать жизнь благодаря свободной воле, в общем, по двум сюжетам: по закону Божьему и в отступлении от него.
Оставаясь разумным по природе, человек поступал неразумно, терял Бога, потом снова искал Его, находил сам, или Бог открывал ему себя. Наконец, Сам Бог стал Человеком, чтобы дать ему возможность воссоединить Себя с ним. Но свободу при этом Бог не забрал. И хотя свет Божьего Слова распространился по всему миру, в человечестве не прекратились потери и искания. Но во многом, благодаря разуму и свободе человека, его проявленной любви к ближнему, Божие слово закрепилось во времени. Результаты этих поисков стали фиксироваться. С помощью устной и письменной речи стал передаваться самый главный духовный опыт предыдущих поколений. Поиски Бога и жажда общения с Ним не могли не встретить активное Божие содействие. Так сотворенное в Духе Святом, появилось Священное Предание и Писание.
Прожив тысячелетия с момента образования письменности, современный человек обладает несметным сокровищем, духовным богатством, записанным Словом. ............