Часть полного текста документа:Из истории возникновения христианства в Анапе. Древнейший христианский храм на анапской земле Христианство в районе Анапы имеет давние корни. Еще лежала Русская Земля во мраке язычества, еще предки наши приносили кровавые жертвы Перуну и Велесу, а здесь, в Причерноморье, в православных общинах и храмах люди уже славили Христа. Согласно преданию, в 1 в. н.э. в этих местах проповедовал апостол Андрей. Как свидетельствуют данные археологии, небольшая христианская община уже в IV-V вв. была в Горгиппии, здесь при раскопках найдены культовые тарелки с христианской символикой и надгробия с изображением крестов. Однако, едва ли среди ранних христиан были иерархи, способные на свои средства соорудить храм. Многие века эти земли были полем сражений готов с гуннами, гуннов с эвдусианами, которых сменили воинственные хазары. В середине Х века на Тамани появляются славяне-руссы. Очевидно, это было связано с походом киевского князя Игоря на Византию в 944 году. Его сын Святослав Игорьевич в ходе хазарского похода захватил город Тмутаракань (cегодня станица Тамань Темрюкского района). В 985-986г.г. Тмутараканское феодальное княжество, южные границы которого проходили в районе нынешней Анапы, перешли под власть Киевской Руси. Будучи обособленным от других древнерусских княжеств, Тмутаракань становится важным политическим, стратегическим и культурным центром Северного Причерноморья. Наибольшего расцвета Тмутараканское княжество достигло в ХI веке. Здесь возводились монастыри и церкви, чеканилась своя монета, были хорошо развиты различные ремёсла .Дважды побывал в княжестве и долгое время жил в нём один из первых русских летописцев - Никон, по предположению которого именно здесь, в городище станицы Голубицкой произошло крещение русов в 869 г. Кириллом и Мефодием ("Фотиево крещение"). С историей христианства связана гора Бориса и Глеба у Ахтанизовского лимана, где в XI веке был построен летописцем Никоном мужской монастырь; здесь же и Фанагория, где в XI веке была основана христианская епархия;, в этих же местах и станица Тамань, где, как сообщает "Повесть временных лет", князем Мстиславом в XI веке была построена церковь Покрова Богородицы в знак победы над касожским князем Радедею; и совсем рядом мыс Панагия, где был расположен христианский храм, рухнувший в море. В 1894 г. киевский археолог Ю.А.Кулаковский доставил в Керченский музей древностей каменную плиту с греческой надписью, найденную "в 25 верстах от Анапы в виноградниках Хан-Чокрака". Тогда же фотография плиты и эстампаж надписи были переданы известному эпиграфисту В.В.Латышеву, который перевел ее и включил в изданный два года спустя "Сборник греческих надписей христианских времен из Южной России". Надпись, согласно предложенному переводу, гласила: "Преображение Христово. За душевное согласие себаста Артемия". По мнению В.В.Латышева, это сообщение о сооружении неким духовным сановником себастом Артемием церкви или часовни во имя Преображения Господня за свое душевное спасение. Плохая сохранность надписи не позволила исследователю датировать памятник. Понятно лишь, что она относится к средневековью и свидетельствует о том, что где-то в районе Анапы в средние века был воздвигнут христианский храм. ............ |