Часть полного текста документа:Из истории русской эсхатологии XV века Авдеев А. Г. Ожидание кончины мира часто встречается в истории перед великими переворотами, изменяющими строй жизни народа или всего человечества, в переходные эпохи от одного периода к другому. Ю.Ф. Самарин Русская эсхатология XV в. - учение о конечных судьбах мира, со вpемен Н.М. Каpамзина пpивлекавшее внимание исследователей, ныне, на смене двух веков и тысячелетий, особо популярна. Суть проблемы состоит в том, что седьмая тысяча лет от сотвоpения миpа, истекавшая в 1492 г., вызвала ожидания скорого Стpашного Суда, а политические катаклизмы и стихийные бедствия, казалось, подтвеpждали слова Спасителя, что пеpед кончиной миpа "восстанет наpод на наpод, и цаpство на цаpство; и будут глады, и моpы и землетpясения по местам" (Мф. 24: 7-8.). К малоизвестным источникам по эсхатологическим взглядам той эпохи принадлежат два поучения преп. Паисия Галичского, сохранившиеся в его Житии. Время жизни этого подвижника (ум. 1460), почитаемого молитвенным предстоятелем за Галич (ныне - в Костромской области), охватывает самый драматический период истории Галичской земли - от последних десятилетий XIV в. до начала 60-х гг. XV в. Его Житие, составленное не ранее 1681/82 г., основано на недошедших до нас источниках XV в. - и в их числе записями свидетелей кончины подвижника, видимо, сохранявшимися в Синодике Галичского Паисиева Успенского монастыря - обители, предстоятелем которой был преподобный Паисий. Рассмотрим первое из них: "О добрая моя и возлюбленная братия! Помните ли словеса моя, яже выну к вам глаголах, яко день Господень великий и просвещенный близ есть, и день жития моего преклонился еси к вечеру? Се ныне день той Господень постиже мя, и день жития моего вечернюю годину варяет. Нощь приближися, и свет очию моею хощет померкнути. Язык связуется, нозе престают от течения, и вси уди тела моего покой хотят прияти и на ложи смертном спати, дондеже // возсияет солнце, си есть дондеже приидет истинное солнце - Христос, Бог наш, Пpаведный Судия, судити живым и мертвым и воздати комуждо по делом его. И ныне молю вас, братия моя, да по отшествии моем пребудете зде, во обители Божия Матере, терпяще Бога ради, якоже обещастеся. И ни един от вас да не отлучится дружины своея, но вси, вкупе единодушно подвигом добрым подвизающеся, течение скончевайте, главы невидимых змиев потщитеся сокрушити, да, победители сих явившеся, сподобитеся неосужденно в горний Сион достигнути и поклонитися Христу, тридневно воскресшему. Тело же мое земли предайте, да возвратитися, от нея же взято бысть" (РГБ ОР. Ф. 299 (собр. Н.С. Тихонравова). № 57. Л. 61-62.). Эсхатологичность поучения очевидна. Помимо упоминания о близости Страшного Суда, подвижник словно цитирует поучение своего старшего современника, митрополита Фотия: "грядет ночь, жития нашего предстание... будем делать дела света, пока еще житие наше стоит". Упоминание же в поучении преподобного Паисия "невидимых змиев" указывает на вторую половину XV в. В древнерусской книжности змий всегда являлся символом зла и сатаны, но в XV-XVI вв. он ассоциировался именно с антихристом, воцарение которого ожидалось в ближайшие годы. Очевидно, та же семантика образа присутствует и в поучении преп. Паисия. Рассмотрим второе поучение подвижника. ............ |