Часть полного текста документа:Иван Пнин И. Троцкий Пнин Иван Петрович (1773-1805) - поэт и публицист. "Незаконный" сын крупного крепостника кн. Н. В. Репнина (отсюда фамилия Пнин, усеченная Репнин), П. получил хорошее для своего времени образование в московском университетском благородном пансионе и в Артиллерийском инженерном кадетском корпусе. Был на военной службе, потом перешел на положение мелкого гражданского чиновника. Литературная деятельность П. началась довольно рано, но систематический характер она приобрела только в конце 90-х гг. П. этого времени - поэт широкого диапазона как в смысле богатства жанров (ода, другие лирические стихи, басни), так и тематики - от философских размышлений до эротики. В своих философских и публицистических стихотворениях Пнин выступал последователем французского материализма XVIII века, в частности Гольбаха, сторонником политического равенства, хотя и осуществляемого нереволюционными методами. Эта идеология политического радикализма, гораздо менее четкого, чем у Радищева, под влиянием которого она складывалась, была характерна для целой группы дворянской интеллигенции конца XVIII века, шедшей навстречу капиталистическому развитию страны. Первый выход Пнина на широкое публицистическое поприще был осуществлен им в основанном в 1798 совместно с его другом и единомышленником А. Ф. Бестужевым (отцом четырех декабристов) "Санктпетербургском журнале". Расцвет литературной деятельности Пнина относится к первым годам XIX в., когда молодые радищевцы активно выступали на государственной службе и в литературе, особенно в возникшем в 1801 "Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств", председателем которого П. был в 1805. К этому периоду относятся важнейшие оды П. - "Человек", "Бог", "На правосудие" и др. - и основные его публицистические произведения - "Вопль невинности, отвергаемой законами" (1803; опубликовано впервые в "Историческом вестнике", 1889, № 1) и "Опыт о просвещении относительно к России" (СПБ, 1804). В "Опыте" П. выступил непримиримым врагом крепостного права, для борьбы с которым он нашел сильные и страстные выражения. Это послужило основанием запрещения "Опыта" к повторному изданию. В ряде других вопросов это важнейшее произведение П. лойяльно по отношению к царской власти: "Просвещение в настоящем смысле приемлемое, - писал П., - состоит в том, когда каждый член общества, в каком бы звании он ни находился, совершенно знает и исполняет свои должности, т. е. когда начальство с своей стороны свято исполняет обязанности вверенной ему власти, а нижнего разряда люди ненарушимо исполняют обязанности своего повиновения". "Вопль невинности" - протест против бедственного положения "незаконнорожденного" - было точно так же произведением большой социальной остроты, хотя оно касалось и частного факта. Нельзя переоценивать радикализм этих сочинений П., как это делала либеральная историография, но прогрессивный их характер совершенно бесспорен. Поэзия П., несмотря на всю связь ее с "витийственной" поэзией классицизма, несет в себе элементы ее разрушения. Содержание его стихов, в особенности од, часто противопоставлено классической и сентиментальной литературе. Такова напр. явно направленная против державинской оды "Бог" ода П. "Человек", где утверждается право человека быть свободным, а не рабом. ............ |