Часть полного текста документа:История зарубежной философии 1. Онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма. Схоластика. Фома Аквинский о доказательствах бытия Божия, о душе и отношении философии и теологии. 25. Фома Аквинский о душе. 24. Проблема универсалий. Онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма (Кентерберийского) 1033-1109гг. Ансельм один из родоначальников схоластики. Ему принадлежит знаменитая формула- "Credo ut intellegam - Верую, что бы понимать" (это значит, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе исключает всякое сомнение; однако от веры нужно переходить к познанию)- в этом заключается главное значение Ансельма как догматика. Одним из первых пытался достичь рационалистического понимания христианской веры. Человеческий разум постигает истину при содействии божественного разума. Бог- это нечто высшее в человеческом разуме, высшее благо, бытие, истина. Больше этого человеческий разум мыслить не может. Это предел человеческого разума. Если идея есть в человеческом разуме (и она такова, что нет больше ничего, о чем можно помыслить), то, значить, можно представить, что это есть реально. Если мы это сделали, то мы мыслим больше, чем мы мыслили в начале. Следовательно, то, о чем больше нельзя помыслить существует само по себе, а не только в нашем разуме. Его нельзя мыслить как все остальные вещи. Больше чего нельзя помыслить - есть Бог. Неважно, что мы мыслим, реальность дана только в опыте. Т.е. если под словом "Бог" мы понимаем абсолютное совершенство, то Бог существует объективно как высшее выражение идеи бытия. Схоластика. Схоластика (от греческого схоластикос, т.е. школьный ученый) - это тип религиозной философии (8-14 вв.), характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Это направление получило наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. Главным центром схоластики был парижский университет. Основной жанр- "сумма" - энциклопедический свод ответов на вопросы. К этому направлению относились такие философы как Боэций (последний римлянин- проблема веры и разума), Обеляр (диалектика, роль разума в богословии, этика), Ансельм (онтологическое доказательство бытия Божия), Ф.Аквинский (проблема соотношения философии и теологии, разума и веры, трансценденталии, пять способов доказательства Бога и др.), Скотт (проблема отношения богословии к философии), Оккам (бритва Оккама), Бэкон (францисканская метафизика) и др. Фома Аквинский о доказательствах бытия Божия (а), о душе (б) и отношении философии и теологии (в). Фома Аквинский (1225-1274) - самый крупный представитель схоластики. Стал известен как основатель томизма (направление схоластики) - наука о вероучении, систематизировал философско-теологическую схоластику и обосновал ее. (а) 5 путей, ведущих к Богу (заимствованы у Аристотеля): Движение. Т.к. самодвижение предметов невозможно, то значит, каждый предмет должен двигаться другим, а это значит должен существовать перводвигатель - Бог. Производящая причина. Причины в сотворенных вещах должны возводится к первопричине - к Богу как первой творческой причине мира. Признание мира как совокупности случайности и необходимости. ............ |