РЕФЕРАТ
по дисциплине «История экономики»
по теме:
«История управления таможенными процессами»
Содержание
Введение
1. Управление таможнями в дореволюционный период
2. Управление таможенной деятельностью в советское время
Заключение
Литература
Введение
В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. (Их появление историки относят к VШ веку.) За это время управление таможенными процессами прошло долгий путь в своем развитии. Для лучшего понимания того, как организуется таможенные процессы в современной России необходимо проанализировать управление таможенными процессами в исторической ретроспективе, что и определяет актуальность данной работы.
Цель работы – изучить управление таможенными процессами на разных этапах истории России. На основании цели в работе поставлена задача проанализировать управление таможенными процессами в Киевской Руси, в эпоху монголо-татарского ига и феодальной раздробленности, в эпоху объединения Российского государства, в годы правления Петра I и Екатерины II, в Новое время, в XIX – начале XX вв., а также в советское время.
Поставленные задачи определяют структуру работы, которая состоит из двух глав. В первой главе анализируется управление таможенными процессами в период с Киевской Руси до 1917 года, во второй главе – управление таможенными процессами в советское время.
1. Управление таможнями в дореволюционный период
Таможенное дело стало неотъемлемой частью экономической политики первого раннефеодального государства восточных славян – Киевской Руси. Во главе славянского государства находился Киевский князь, который правил на других славянских землях через посредство их владельцев. Рост торгово-ремесленных центров Киевской Руси способствовал повышению авторитетности людей, занимавшихся торговлей – купцов и, естественно, сборщиков пошлин.
Торговые пошлины того времени были многочисленны и разнообразны. Мыт взыскивался не с воза, а с цены товара. Явка – сбор с торговца за явку товара на заставе. Амбарные – за наем амбара под товар на гостином дворе. Гостиное – за наем торгового места на гостином дворе. Полавочное – за охрану товара дворниками в амбаре ночью. Свальное – за снятие товара с подводы при взвешивании на заставе.
Торговые пошлины разделялись на сборы за торговые действия и сборы за право купли и продажи. Мыт – проезжая пошлина за право провоза товаров. Он взимался с количества лодок или возов независимо от ценности товара. Было два мыта: мыт сухой (сухопутный) и мыт водяной (с лодок). Головщина и мыт взимались с лиц, везущих товар. При возвращении купца с его людьми после продажи товара с них взималась разновидность годовщины – задние калачи, по 0,5 деньги с человека.
Мостовщина и перевоз взимались при переезде через мост или при пользовании перевозом, но не мытниками, а мостовщиками и перевозчиками. ............