Часть полного текста документа:История Российского богословия Древняя Русь получила свои богословские знания из Византии. При церковном характере всей нашей древней письменности, главную роль играли в ней переводы творений отцов церкви. Уже в Святославовом сборнике (XI век) встречаются "Богословские вопросы и ответы" антиох. Патриарха Анастасия Синаита (умер в 599) - род довольно обстоятельного катехизиса. "Точное изложение православной веры" святого Иоанна Дамаскина издревле пользовалось широким распространением на Руси. Самостоятельными произведениями русской богословской мысли были поучения, жития святых, послания пастырей и полемические сочинения. Богословской науки в тесном смысле не было, и за отсутствием правильно организованных школ и быть не могло. Довольно полно изложены догматы веры в "Просветителе" Иосифа Волоцкого и "Истины показании" Зиновия Отенского (XVI в). Первые написаны против жидовствующих, вторые - против ереси Феодосия Косого . Зиновий не ограничивается, подобно Иосифу, приведением цитат, но стремится к раскрытию начал христианской философии. Другие полемические сочинения вызывались приездом представителей западного духовенства. (Для выяснения уровня богословских знаний в Москве в первой половине XVI века интересны изданные А. Голубцовым "Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны", Москва, 1892 год.) Потребность в катехизисе особенно чувствовалась в Юго-Западной Руси, которую исторические обстоятельства привели в постоянное и непосредственное соприкосновение с католиками и протестантами Западной Европы. За составление катехизиса взялся протоиерей Лаврентий Зизаний (Куколь), который представил свой труд на рассмотрение московского патриарха Филарета ; он был напечатан в Москве (в 1627 году), но в обращение не был выпущен. Катехизис полоцкого архиепископа Мелетия Смотрицкого оказался латинским, и сам Мелетий перешел в унию. В 1640 году киевский митрополит Петр Могила представил на рассмотрение Киевского собора катехизис, составленный игуменом Исаией Трофимовичем Козловским , но известный под именем "Православного Исповедания" Петра Могилы. Одобренный собором, катехизис этот отправлен был, для проверки и исправления, константинопольскому патриарху Парфению. Пересмотренный и дополненный на Ясском соборе 1643 года, он был одобрен Парфением, но, вследствие смуты в Константинопольском патриархате, напечатан был в Амстердаме, на греческом языке, лишь в 1662 году. По отзыву архиепископа Филарета (Гумилевского) , в катехизисе этом "есть несколько мнений схоластики, не очень удачных, например, о форме и материи таинств, о творении душ". Краткий катехизис Петра Могилы: "Собрание короткой науки о артикулах веры православно-кафолической христианской", появившийся сначала на польском языке, потом на русском (Киев, 1648), предназначался, между прочим, для употребления в школах; в 1649 году, этот катехизис, с некоторыми изменениями, напечатан был, с благословения московского патриарха Иосифа , в Москве. В 1696 году пространное "Исповедание" было с амстердамского издания переведено и издано в Москве; позднейшие издания принадлежат протоиерею П.А. Алексееву (Москва, 1769 и 1781). "Православное Исповедание" Петра Могилы явилось первой символической книгой восточной церкви. ............ |