Реферат студента 1-го курса заочного обучения
Новосибирский педагогический колледж Ж 3
2009 год
Введение
Издревле благодаря общественным потребностям человеку приходилось различать и учитывать индивидуальные психические особенности людей. Уже тогда люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведения человека, для этого привлекали внешние факторы, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Они считали, что душа едина с телом и контролирует мысли и чувства, а те, в свою очередь, опираются на опыт всей жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе [5, с 7].
Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). С середины 16 в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии [1, с. 434].
Психология, как особая научная дисциплина, зародилась в недрах философии, и поэтому находится с ней в родственных отношениях. Психологическое «измерение» личности очень сложно выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности [5, с. 9-10].
Становление психологии как науки имеет длительный период, но достаточно короткую историю. С Древней Греции идут попытки объяснения психических явлений. Психика и душа рассматривались как непременный атрибут природы: все имеет душу, а она, в свою очередь, является источником движения и развития. Душа – это независимая от физического тела субстанция, которая оказывает влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Такой подход получил название анимизма (от лат. anima – душа, дух). В дальнейшем представления о природе психики развивали Демокрит и Платон. Демокрит – родоначальник материалистических взглядов на психику. Он считал, что душа состоит из атомов. Дал объяснение явлению причинности и показал, что не бывает беспричинных явлений. Платон, напротив, говорил о первичность идей и вторичности материального мира. Он считал, что любое познание – это процесс воспоминания души. От Платона берет начало философия идеализма. Великие умы античности предполагали, что существует связь психики и мозга. Они считали, что психика зависит от окружающей среды, и различали устойчивые индивидуальные признаки психики человека[2, с.19].
В средние века, в условиях тотального господства религии, был запрет на изучение человека. И все же, начиная с 15 в., продолжилось развитие психологической мысли, и было оно связано с расцветшей механикой. Первым законы механики применить к психике пытался Декарт. ............