Содержание
1. Социально-политическая концепция Августина. 2
1.1 Обоснование приоритета духовной власти (церкви) над светской властью (госудаством) 2
1.2 Роль насилия в государстве, борьба с ересями и роль государства. 3
1.3 Новое обоснование социального равенства. 5
1.4 Политико-правовая мысль. 8
2. Политико-правовые воззрения Сперанского. 12
2.1 План государственных преобразований. 12
2.2 Концепция конституционной монархии. 13
2.3 Политическая и гражданская свобода. 14
2.4 Сословия и крепостное право. 15
2.5 Организация местной власти. 16
Список литературы.. 18
1. Социально-политическая концепция Августина
1.1 Обоснование приоритета духовной власти (церкви) над светской властью (государством)
Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.
Под впечатлением от захвата Рима Августин пишет тракт «О граде Божьем» (413- 426), главная идея которого состоит в замене единства Римской всемирной империи (государственной власти) на единство всемирной католической церкви (духовной власти). Августин формулирует теократическую идею примата духовной власти над светской. Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божество есть лишь источник добра, зло проистекает из свободной воли стремящейся к самостоятельности и не признающей Божественных установлений. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два направления: приверженцы бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строят град человеческий: светское, земное государство. Августин отрицательно относился ко всякого рода насилию, но понимал его неизбежность в этом мире. Поэтому он признавал и необходимость государственной власти, хотя ее носители им же самим охарактеризованы как «большая шайка разбойников». Связав царство дьявола с государством, Августин положил начало многим средневековым ересям. Смысл истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе.
1.2 Роль насилия в государстве, борьба с ересями и роль государства
Согласно теории насилия, переход племен от кочевого образа жизни и быта к оседлому земледельческому. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно не физическую силу. Это -государство племени. Его основа - физическое преобладание одного племени над другим. По мере развития общества государство племени перерастает в государствокласса. Основой последнего является экономическое господство власть имущих. Л. Гумплович отмечает, что одновременно с процессом превращения племен в классы и сословия, а также эволюции государства протекает процесс развития сознания. Племенное сознание в современном государстве отчасти исчезло, отчасти же, одновременно с превращением племен в сословия и классы, сменилось сословным и классовым сознанием. Согласно теории насилия наряду с данными процессами развития общества и государства протекает также процесс дальнейшей эволюции частной собственности. ............