Часть полного текста документа:История открытия и освоения северного морского пути Перед посетителями отдела разворачивается насыщенная выдающимися событиями история арктического мореплавания. Пионерами плавания по Северному Ледовитому океану были отважные русские поморы. На небольших парусных судах - кочах они плавали к Шпицбергену и Новой Земле, постепенно продвигались на восток вдоль северных берегов Евразии, приближая открытие Северного морского пути из Атлантического океана в Тихий. Служилый человек Семен Дежнев в 1648 г. впервые прошел через пролив между Евразией и Северной Америкой, доказав, что это два обособленных континента. В экспозиции отдела можно познакомиться с фрагментом наружной обшивки и частью форштевня древнего коча, реконструированной одеждой полярного морехода XVI-XVII веков и другими реликвиями первопроходцев северных морей. Диорама "Мангазея" рассказывает об одном из самых крупных торгово-ремесленных и промысловых центров на крайнем северо-востоке средневековой Руси. Морские походы в Мангазею занимают видное место в истории русской арктической культуры XVI- XVII в. Огромный вклад в изучение Арктики и развитие арктического мореплавания внесли представленные в отделе Великая Северная Экспедиция под руководством В. Беринга (1733-1745 гг.), первая русская морская высокоширотная экспедиция под командованием капитана 1-го ранга В. Чичагова (1766-1767 гг.),экспедиции на Новую Землю (1821-1824 гг) и северо-восток Азии (1820-1824 гг.) под руководством Ф. Литке и Ф. Врангеля, шведско-русская экспедиция на судне "Вега", возглавляемая А. Норденшельдом (1878-1879 гг.), русская полярная экспедиция на шхуне "Заря" под руководством Э. Толля (1900-1902 гг.), Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах "Таймыр" и "Вайгач" под командованием полковника И. Сергеева и капитана 2-го ранга Б. Вилькицкого (1910-1915 гг.), экспедиции под руководством Г. Седова, В. Русанова, Г. Брусилова (1911 - 1914 гг.). Особое место в экспозиции отдела занимает штурвал первого в мире арктического ледокола "Ермак", созданного в 1899 г. по чертежам вице-адмирала С. О. Макарова, нактоус (магнитный судовой компас) и буквы надписи названия знаменитого корабля. Организация в 20 - 30-е гг Карских товарообменных экспедиций., исследования, проводившиеся Северной научно-промысловой экспедицией и Плавучим морским институтом положили начало комплексному изучению и освоению Арктики. В 1932 г. ледокольный пароход "А. Сибиряков" впервые прошел Северным морским путем за одну навигацию, показав тем самым возможность его коммерческой эксплуатации. Значительное место в экспозиции отведено "Челюскинской эпопее" 1933-34 гг. Полярные летчики, принявшие участие в спасении челюскинцев со льдов Чукотского моря стали первыми Героями Советского Союза. Первым экспонатом музея является настоящий самолет-амфибия "Ш-2" конструкции инженера В. Б. Шаврова, построенный в 1931 г. в Ленинграде и использовавшийся для ведения ледовой разведки в Арктике в 30 - 60-е гг. В 1937 г. первая воздушная высокоширотная экспедиция, возглавляемая О. Шмидтом, доставила на льдину в район Северного полюса группу исследователей под руководством И. Папанина. Палатка первой дрейфующей научной станции "Северный полюс" занимает одно из центральных мест в экспозиции музея. Большой интерес представляют экспонаты, относящиеся к первому в истории авиации трансарктическому перелету Москва - Северный полюс - Сиэтл на самолете АНТ-25, пилотируемом В. ............ |