Часть полного текста документа:История невеликих изобретений Интуиция подсказывает мне, что ты время от времени лазишь в холодильник за едой, иногда что-нибудь пишешь шариковой ручкой, бреешься, возможно, "Жилеттом", нетерпеливо расстегиваешь бюстгальтер на спине подруги и наверняка хотя бы раз в жизни крепко сжимал в руках хобот пылесоса. Но случалось ли тебе задумываться благодаря чему - или кому - можешь ты производить все эти полезные действия? Реклама на электрическом стуле Имена благодетелей человечества, чей смелый замысел разогнал мглу невзрачного быта обывателей допылесосной эпохи, не вписаны в скрижали рядом с грозными символами прогресса типа "ракета", "атом" или "рентгеновское излучение". Им не служат мессы в научных лабораториях, не упоминают восторженно на заседаниях Нобелевского комитета. Уверен: ни одна знакомая тебе женщина не в курсе, кому фирма "Дикая орхидея" обязана своими доходами, ни один твой друг-турист не знает, кто подарил ему незабываемый вкус кильки в томате, а ты сам, засовывая в видак последний фильм Спилберга, даже и не подозреваешь о драматическом происхождении кино. И еще: ты же всегда хотел узнать, какой дремучий мизантроп выдумал прерывать диалог Роберта де Ниро и Джеймса Вудса диким воплем "тетя Ася приехала!" или зловещими нотациями о йогуртах, а? Так знай же: в более или менее современном виде рекламу стали использовать в Париже в начале ХVII века, где один почтенный мсье издавал газету Petites Affiches. Судя по ее названию и содержанию на протяжении последующих трехсот лет, она с самого начала была чисто рекламным изданием. А вот помещать рекламу в обычной газете начали в 1626 году в Амстердаме. Первое же рекламное агентство основал в Лондоне в 1786 году Уильям Тайлер; за небольшое вознаграждение он покупал для своих клиентов газетную площадь, куда помещались составленные ими объявления. Первая реклама с фотографией рекламируемого объекта появилась в манчестерском юмористическом журнале The Parrot, ну а с распространением телевидения она вполне логичным образом заняла свое место в эфире. Те три замечательных места, где телезрители хотели бы видеть авторов тети Аси, - кремационная печь, электрический стул и газовая камера - появились последовательно с конца ХIХ по начало ХХ века. Печь впервые сконструировал итальянец доктор Брунетти. В 1873 году Генри Томпсон, королевский хирург, увидел ее на выставке вместе с представленными останками кремированных. Он так загорелся идеей (извините за каламбур), что стал всячески пропагандировать ее в родной Англии, где в этом же году было основано Общество кремации. Первый же крематорий был построен в Милане Альбертом Келлером, который и оказался его первым клиентом. Электрический стул стал средством переправки американских смертников на тот свет в 1890 году по инициативе Гарольда Брауна, который предварительно провел ряд экспериментов на собаках. Пресса осудила изобретение, но, несмотря на это, оно прочно вошло в юридический процесс США, потеснив традиционные расстрел и повешение. Что касается газовой камеры, то американцы начали применять ее с 1924 года, когда таким способом был казнен некий Ги Джонс, осужденный за убийство. В камеру подавался цианосодержащий газ, и подсудимый погибал от удушья. Наиболее широкое применение газовые камеры получили, как известно, в концлагерях фашистской Германии в годы войны. Именно от фашистов бежал из Будапешта в Париж венгерский журналист Ласло Биро, который работал в это время над проектом первой в мире шариковой ручки. ............ |