РЕФЕРАТ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ США И КСА
История саудовско-американских отношений восходит к маю 1933 г., когда американской компании «Стандарт ойл оф Калифорния» («СО-КАЛ») удалось получить концессию на разведку и добычу нефти в Саудовской Аравии. Король Ибн Сауд, вынужденный считаться с англичанами, но относившийся к ним крайне настороженно, предпочел иметь дело с американцами, у которых не было имперского прошлого. Не менее важно было и то, что «СО-КАЛ» предложила более выгодные условия, чем ее конкуренты (13, с. 24; 6, с. 355–356; 14, с. 13–14; 2, с. 13).
Вскоре после подписания соглашения правительство США, традиционно защищающее интересы национального бизнеса, добилось заключения в ноябре 1933 г. «Временного соглашения между Королевством Саудовской Аравии и Соединенными Штатами Америки о политическом и консульском представительстве, судебной защите, торговле и мореплавании», по которому граждане США и их собственность уравнивались в правах в королевстве с гражданами других иностранных государств (4, с. 30, 85–86).
В мае 1943 г. между двумя странами были установлены дипломатические отношения, а в январе 1949 г. достигнута договоренность о поднятии представительств до уровня посольств, что свидетельствовало о решимости США укреплять свои позиции в этом перспективном с экономической и стратегической точек зрения районе. Важной вехой в развитии двусторонних отношений явилась историческая встреча короля Ибн Сауда с президентом Рузвельтом 14 февраля 1945 г., на которой была достигнута договоренность об установлении «особых отношений» между двумя странами, что, по мнению короля, являлось гарантией от экспансионистских акций Англии против его страны (6, с. 366–367; 14, с. 17).
Вплоть до 1950 г. мировой рынок нефти находился под абсолютным господством семи компаний, входивших в международный нефтяной картель (среди которых одной из самых мощных являлась «СО-КАЛ»), диктовавший свои условия странам-производителям нефти.
К этому времени «СО-КАЛ» в результате слияния с тремя другими американскими компаниями образовала «Арабиан Американ Ойл Компани» («АРАМКО» с января 1944 г.), которой предстояло сыграть выдающуюся роль в истории пустынного королевства. Присваивая аравийскую сырую нефть по очень низкой цене, «АРАМКО» в первые десятилетия получала баснословно высокие прибыли, выплачивая королевскому правительству денежную сумму, похожую больше на бакшиш, чем оплату за добытую и реализованную нефть (13, с. 13, 24).
Будучи полностью независимой от общества и экономики страны, международная корпорация представляла собой инородное тело в восточной провинции Аль-Хаса, островок в море архаического средневекового общества.
Нефтяной анклав, быстро расширяясь, распространился к середине 50-х годов почти на всю Восточную провинцию. Постепенно АРАМКО сформировала мощную инфраструктуру, как производственную (транспорт, энергетика, система связи и коммуникаций, водоснабжение и коммунальное хозяйство появившихся городов), так и социальную (образование, здравоохранение, спортивные сооружения, озеленение), призванные обеспечить нормальное функционирование крупнейшего в мире нефтяного комплекса. К середине 50-х годов компания имела собственные дороги, мощный автомобильный парк (превышающий численно общее количество автомобилей во всей Аравии), несколько нефтепроводов (в том числе и крупнейший Трансаравийский), 4 мощные радиостанции, тепловые электростанции, промышленные предприятия (нефтеперерабатывающие и др.), собственные морские суда, глубоководный порт и собственные самолеты, совершавшие, в том числе, рейсы Дахран-Нью-Йорк (4, с. 95). ............