Реферат
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ВИЗАНТИИ.
План
Введение
1. Государство
2. Право средневековой Византии
3. Правовой статус населения
Введение
Византийское государство оформилось после разделения римской империи на Западную и Восточную. В своем развитии Византийское государство, просуществовавшее до 1453 г., прошло несколько этапов. Период IV - сер. VII вв. - период разложения рабовладельческого строя и зарождения феодальных отношений. В это время императорская власть опирается на развитый военно-бюрократический аппарат, но имеются ограничения деятельности некоторых внешних государственных органов. Период VII -XII вв. - период расцвета феодальных отношений и оформление абсолютной монархии. Период XII - XV вв. - Византийское государство вступает в полосу кризиса и постепенного упадка.
1. Государство
В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия. В 330 г. император Константин провозгласил столицей Римского государства город Византии на берегах Босфора, который долгое время называли Новым Римом, а затем Константинополем.
В IV—VII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Образовавшиеся в Западной Европе варварские королевства (вплоть до возникновения империи Карла Великого) признавали верховную власть византийского императора.
Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Многие черты поздней Римской империи присутствовали в государственной системе Византии. Государственное управление было централизованным и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.
Император (василевс) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Фактически она ограничивалась такими органами, как сенат и государственный совет (консисторий). Власть василевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.
Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. В то же время церковь в значительной степени зависела от государства, от государственных императорских пожалований.
В противовес теории восточной деспотии византийская политическая мысль, следуя античной традиции, выработала идею гражданского общества как политического сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни.
Греческая идея таксиса (идеального общественного порядка) была воспринята в Византии в качестве идеи государства как иерархически построенного объединения всех его членов, каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве как наиболее приближенном к небесному идеалу образце. ............