Часть полного текста документа:История энергосистемы "КиевЭнерго" У истоков В конце XIX века Киев был крупным административным, культурным и торговым центром Юго-Западного края России. Этому способствовали удобное расположение города на водных и железнодорожных путях, бурное развитие сахарной, мукомольной, мясо-молочной и других отраслей промышленности в прилегающих к нему районах. Первые случаи применения электричества в Киеве для нужд освещения известны с 70-х годов прошлого века. В 1878г. русский инженер А.П.Бородин оборудовал токарный цех Киевских железнодорожных мастерских четырьмя электрическими дуговыми фонарями. Каждый фонарь имел свою электромагнитную машину Грамма. Фонари были расположены в два ряда в шахматном порядке. Угли рассчитаны на 3ч работы. В 1880г. для освещения мастерских Днепровского пароходства были применены лампы П.Н.Яблочкова. В 80-х годах в Москве и Петербурге строятся первые городские электростанции общего пользования, создаются благоприятные условия для широкого применения электрического освещения в быту и промышленности. Не желая отставать от жителей столиц, киевские промышленники начинают освещать свои особняки с помощью отдельных "домовых" электрических установок. В 1886г. было установлено электрическое освещение в парке "Шато-де-Флер" (теперь стадион "Динамо"). Опыт использования электрического освещения продемонстрировал его огромные преимущества перед другими видами освещения. Через 10 лет в Киеве начала действовать первая электрическая станция общего пользования. Первый контракт на устройство электрического освещения города был заключен с обществом "Савицкий и Страус", в состав которого входили коммерсанты Киева. Работы по сооружению электрической станции выполнялись отечественными специалистами. Осветительные линии прокладывали отставные унтер-офицеры минных классов из Петербурга. Они же монтировали оборудование. Консультировали проект и строительство известный ученый профессор физики Киевского университета Н.Н.Шиллер и начальник киевского железнодорожного училища И.М.Мацон, имевший ученую степень по электротехнике. Главным инженером общества "Савицкий и Страус" стал инженер-технолог М.К.Бахмутов. Первая центральная электрическая станция Киева общего пользования начала работать в конце 1890г. Станция давала ток для освещения городского театра, Крещатика и домов частных абонентов. Она была расположена в каменном здании на Театральной площади (площадь, где теперь находится Государственный академический театр оперы и балета им. Т.Г.Шевченко. Там был расположен театр, сгоревший в 1895г.) и имела изолированную котельную, машинное отделение и распределительное устройство. В котельной были установлены три паровых котла, отапливавшихся дровами. Вода поступала из городского водопровода. Котлы давали пар для трех горизонтальных двухцилиндровых паровых машин по 60л.с. (44,1кВт) каждая. Эти машины приводили в действие три динамомашины Сименса. Кроме того, для питания 14 дуговых фонарей, установленных на Крещатике, были выделены две динамомашины с приводом от паровых машин мощностью по 20л.с. (14,7кВт). Мощность электростанции составляла около 150л.с. (110,3кВт). Плата за электроэнергию взимались за 1ч горения лампы фонаря. Цена не препятствовала увеличению числа потребителей. ............ |