МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
ТЕМА: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ
ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ
ГРУППЫ: Мн 2010-03
Иванов А.С.
Г. Екатеринбург 2011 г.
Тема 1. История экономики как науки
1. История экономики – наука относительно молодая. Она зародилась в середине 19 в., выделившись из политической экономики. Доктор экономических наук, профессор О.Д.Кузнецова и кандидат экономических наук, доцент Л.И.Пермякова и другие считают историю экономики как науки, изучающую экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизма функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. На мой взгляд, такой подход позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.
Конотопов М.В. и Сметанин считают, что экономическое развитие составляет основу развития человечества, а экономическая история – основу всей его истории.
История экономики начинается с появления товара и рыночных отношений, с выделения групп людей, занимающих разное положение в процессе производства и обмена, в частности, с появлением людей, которые уже сами не занимаются материальным производством, короче говоря, с появлением экономических отношений.
Древние говорили: «История – учительница жизни». Современные авторы утверждают, что история экономики – не только основа истории человечества, но и важнейшая часть его экономической теории, в состав которой включается политическая экономия как совокупность наиболее устоявшихся экономических доктрин и история развития экономической мысли (история экономических учений).
2. Для чего следует изучать историю экономики? Что ценного для истории экономики дает «модель Шпенглера» («Эпохи родственные по духу, не синхронны») и теория «жизненного порыва» («вызовов» и «ответов») Арнольда Дж. Тойнби?
Историю экономики необходимо изучать для того чтобы расширить кругозор, сформировать экономическую культуру будущего экономиста. Он должен осознавать, что история уже провела множество хозяйственных экспериментов. История экономики независимо от того можно ли ее использовать для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, представляет собой коллективную память и является источником мудрости.
История экономики учит экономиста, менеджера, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену.
На конкретных примерах помогает усваивать экономическую терминологию; формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.
Что касается модели Шпенглера «эпохи родственные по духу, не синхронны», то следует сказать, что жизнь – это первичная реальность, дальше целостный процесс, непрерывного творческого становления «живого». Цивилизации имеют свои судьбы, возникая, развиваясь и разрушаясь соответственно циклам времени. Каждая цивилизация имеет свои ценности, и эти ценности меняются.
Арнольд Тойнби рассматривает цивилизации как проходящие одинаковые фазы развития: рождения, роста, крушения, разложения и гибели.
3. ............