Курс лекций
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
(на основе федерального стандарта)
Введение
История как объект изучения. Цели, предмет, источники изучения истории. Основные принципы и методы исторического исследования. Значение изучения истории, история в жизни современного человека.
Общественное и историческое сознание. Человек как главное действующее лицо истории. Основные факторы исторического процесса (природный, экономический, социальный, политический, духовный) и их содержание. Многомерность исторического процесса.
Основные подходы к изучению истории (материалистический, идеалистический и др.), важнейшие концепции исторического развития (формационная теория, концепция «азиатского способа производства», цивилизационный подход и др.).
Тема 1. Древняя Русь
Понятие цивилизации, зарождение цивилизаций древности. Происхождение и развитие славян: выделение восточных славян, их расселение, взаимоотношения с соседними племенами; хозяйство, быт и нравы восточных славян; уровень их политического развития. Верования славян. Термин «средневековье» и его происхождение, основные отличия средневекового общества на Руси, в Западной Европе и на Востоке.
Возникновение Древнерусского государства - Киевской Руси: предпосылки формирования государства; норманнская и антинорманнская теории, роль варягов и других соседних народов в создании государства; основные этапы формирования государства. Социальная структура древнерусского общества. Политическое устройство Древнерусского государства. Принятие христианства и его значение (необходимость выбора новой религии, причины выбора восточного варианта христианства; процесс христианизации Руси, период двоеверия; влияние новой религии на политическую, социально-экономическую и духовную жизнь Руси). Отношения Древнерусского государства с соседними государствами (Византия, Волжская Булгария, Западная Европа) и соседями-»варварами» (варяги, хазары, половцы и др.).
Раздробленность Древнерусского государства: экономические и политические причины раздробленности, ее закономерность; положительные и отрицательные следствия раздробленности; основные политические и хозяйственные модели устройства княжеств периода раздробленности. Монголо-татарское нашествие и его влияние на Русь: причины монгольского нашествия и победы над русскими княжествами; формы зависимости русских земель от Великого Монгольского государства и от Золотой Орды, изменение этой зависимости с течением времени; борьба Руси с нашествием и игом; политические, экономические, социальные и культурные последствия монголо-татарского нашествия и ига. Русь как регион столкновения «западного» и «восточного» обществ и их культур.
Тема 2. Становление и развитие Московского централизованного государства
Политические и экономические предпосылки объединения русских земель, роль в этом процессе отношений с Золотой Ордой. Причины возвышения Московского княжества, методы распространения влияния Московского княжества на другие русские земли. Свержение ордынского ига и его значение для создания Московского государства. Новое централизованное государство - Московская Русь. Государственная деятельность Ивана III и Василия III: присоединение последних сохранивших независимость земель; создание нового государственного аппарата; издание общегосударственных законов; введение новой общегосударственной символики.
Период правления Ивана IV Грозного. Деятельность «Избранной Рады» и реформы первого периода царствия Ивана IV в области государственного и местного управления, военного дела, социальных отношений. ............