Историко-правовой анализ зарождения, становления и эволюции местного самоуправления в России
С появлением государства роль и место первых еще примитивных форм местного самоуправления в организации жизни общества и в системе власти начало резко меняться. Для местного самоуправления начался длительный на протяжении столетий и тысячелетий период поиска своего «места» в государственном устройстве.
Историко-правовое изучение взаимоотношений государства и местного самоуправления необходимо, прежде всего, с методологической точки зрения. Существующее положение во многом является следствием политико-правового прошлого. Более того, правовые реалии сегодняшнего дня во многом определяют ситуацию, которая наступит завтра. Дать оценку современному состоянию любого объекта исследования невозможно без установления причин его происхождения и выделения основных этапов развития. Обращение к историко-правовому наследию развития государственности позволит точнее осмыслить политико-правовые закономерности [1].
Как мы выяснили выше, образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. В источниках прослеживается установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Однако князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления – вече – IX-XI вв., а в Новгороде и Пскове значительно дольше. Народные старейшины принимали участие в княжеской думе [2].
Более тысячелетия просуществовала в России сельская (крестьянская) община, основанная на началах самоуправления. В IX-X вв. община на Руси представляла собой замкнутую систему, внутренние взаимоотношения между общинниками в которой регулировала «Русская Правда». В соответствии с этим нормативным актом княжеская власть возлагала на общину выполнение следующих функций: хозяйственную, податную, судебную, интегративно-защитную, кооперативно-благотворительную, регулятивно-восстановительную, культурную, культовую, коммуникативную и административно-полицейскую[3]. Последняя функция включала в себя поддержание правопорядка, внутриобщинной дисциплины и общепринятых норм жизни [4].
Но все же к началу XI в. Русь стала единым, с централизованным управлением, государством. Началось все с того, что постепенно государственная власть усиливала свой контроль над общиной, соответственно все более возрастала роль великого князя и его аппарата управления в центре и на местах.
В XII в. между центральной властью и местным самоуправлением нередко возникали трения в процессе регулирования внутригосударственных связей. Но несмотря на это централизм управления уживался с местными особенностями и традициями. И, тем не менее, дезинтеграционные процессы тенденции взяли верх, и, в результате, Русь попала в полосу раздробленности.
Правда, известный русский историк В.О. Ключевский, характеризуя этот период, говорил не о раздробленности, а об «удельном строе», называя этот период «удельными веками». Под этим термином он подразумевал, прежде всего, государственную децентрализацию вследствие осуществления принципа наследственного деления земель и власти внутри княжеского рода.
В.П. ............