Часть полного текста документа:Исторический очерк формирования культурного наследия Руси Митрополит Питирим (Нечаев) Паломничество - одно из древнейших проявлений духовности человека. Посещение священных и памятных, дорогих сердцу мест обусловлено естественной нравственной потребностью: войти в общение с почитаемым лицом, местом или предметом, восстановить расторгнутую временем или пространством духовную связь, получить внутреннюю силу. Паломничество совершается и на религиозной, и на духовно-нравственной, патриотической, родовой основе. Его главным побудительным мотивом является зов души, зов предков, та сила, которая связывает человека с его прошлым. В этом паломничество существенно отличается от туризма, который в большей степени предполагает, во-первых, простую познавательность а во-вторых, - развлекательность, отдых, высокую степень комфорта. Для паломничества существенным оказывается фактор самоограничения в удобствах путешествия, самоуглубление и самопознание, преобладающие нравственные мотивации в поведении и общении. Особенно важным представляется то, что паломник должен быть внутренне готов воспринять то духовное воздействие, которое оказывает посещаемый объект. Для этого всякий, кто в той или иной степени участвует в паломничестве, должен глубоко, как лично пережитое, воспринять и осознать содержание, цели предпринимаемого путешествия. Организаторам паломничества особенно необходимо быть способными передать историческое, духовное значение посещаемого места всякому, и тем более паломнику. Паломнические поездки по России предполагают прикосновение к ее богатейшему культурному наследию. Наследие - это та непреходящая ценность, которую хранит, бережет, развивает, которой гордится каждый человек. Под "наследием" мы понимаем не только памятники материальной культуры, но и дух, который лежит в основе национального самосознания. Материальные памятники служат как бы внешними условиями, рамой для проявления внутреннего человеческого состояния. Внутренний мир человека может лишиться духовной опоры, если утрачены памятники внешней материальной культуры. Без внешних знаков трудно воссоздать и развить внутренний мир. Задача курса - представить в целом исторически сложившееся духовное богатство и материальные памятники русской культуры, которые унаследовало наше Отечество и которые представляют собой неотъемлемую часть мировой христианской цивилизации. Заранее обусловим, что мы рассматриваем русскую культуру не как этническую принадлежность определенного народа, но как понятие общее для многих национальностей, населяющих нашу страну. Поэтому в заглавие вынесено изначальное понятие "Русь". Россия идет историческим путем синтеза: всю историю формирования русской культуры можно рассматривать как непрерывный синтез. Одним из признаков, отличающих ее, является способность к сочувствию, к восприятию и освоению чужого и претворению его в свое собственное, национальное. Этот природный дар свойственен русской культуре как никакой другой. Недаром Достоевский говорил, что русский человек - это "всечеловек". I. В X в. славянские племена, населявшие территорию тогдашней Руси, восприняли христианство и византийскую культуру в высшей точке ее развития. ............ |