Источники Римского частного права постклассического периода: кодификация Юстиниана
1. Введение
В настоящее время, благодаря развитию институтов частной собственности, вызванных приватизационными мероприятиями последних лет, значение содержания самого римского права вообще и источников римского права в частности значительно усилилась. Источниковедение римского права, как в прочем и сам процесс возникновения и развития римского права остается многовековой юридической традицией.
Римское право - это первая европейская правовая система, имеющая межрегиональный и межэтнический характер. Она является основой европейской системы права и выполняет функции правового регулятора в момент своего действительного применения во всех частях земного шара, где сильны европейские юридические традиции.
Рассматриваемый в настоящей работе постклассический период (конец III - первая половина VI века) связан с крушением Римской империи и интенсивными мероприятиями императорской власти Восточной Римской империи - Византии по систематизации римского правового наследия. Целью такой систематизации являлось укрепление правовых институтов в частности и Восточной Римской империи вообще.
2. Понятие “источник права”
И.Б. Новицкий подметил, что за тысячелетия изучения Римского права в юридической литературе различных народов понятие источника в римском праве получило расширительное толкование:
1) как источник содержания правовых норм;
2) как способ, форма образования (возникновения) норм права;
3) как источник познания права.
Иными словами, под источником римского права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном юридическом смысле), и материалы, посредством которых познается право (источник познания права).
Столь фундаментальное значение источников права впервые появилось в процессе становления и развития источников римского права. Античное право более чем убедительно продемонстрировало, что норма права не существует и не может существовать без внешней формы выражения своей правовой сущности, то есть источника права.
Однако главным смыслом понятия “источник права” с точки зрения его развития являлись формы правообразования, иначе говоря, формы выражения права.
Традиционной формой правообразования на всем протяжении активного существования римского права был закон (lex). Показательна эволюция формообразующего инструмента. В раннеримском государстве это были “царские законы” (leges reqiae), в республиканский период - постановления народного собрания, в эпоху принципата к закону стали приравнивать постановления сената (senatusconsult), в период домината силу закона приобретали императорские конституции: “Что решил принципс, - пишет один из самых авторитетных римских юристов Ульпиан, - имеет силу закона”.
Таким образом, с развитием Римского государства и выделением права в самостоятельную систему социального регулирования общеобязательность правовых норм связывают с государственным установлением (правотворчеством), либо с санкционированием (признанием).
Формы (источники) права, как понятие, все больше характеризуют связь права с государством, поскольку именно государственная воля определяла связь права с объективно существовавшими общественными отношениями. ............