Введение
Тема данной контрольной работы: «Источники муниципального права РФ». Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластия обусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации и деятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является наука муниципального права. Целостный характер этой отрасли знаний определяется единством ее объекта – местного самоуправления.
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений.
В работе рассмотрены различные группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.
1. Источники муниципального права РФ
Источник права можно определить как форму выражения правовой нормы. Источником муниципального права являются акты, содержащие муниципально-правовые нормы. [4, с. 132]
Все источники муниципального права как отрасли права можно разделить на четыре большие группы:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления.
Данные акты стали источниками российского права только после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. Статья 15 Конституции России впервые в истории отечественного конституционного законодательства устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем международным договором, то применяются правила международного договора. Из этих положений следует, что в данных международно-правовых актах содержатся нормы, являющиеся составной частью внутригосударственного права. Вместе с тем очевидны проблемы, связанные с реализацией таких норм, поскольку с одной стороны российское государство как участник системы международных отношений, должно соблюдать нормы международного права, а с другой стороны, с точки зрения государственного суверенитета и независимости российского государства, оно вправе самостоятельно, исходя из собственных национальных интересов принимать нормативно-правовые акты, в том числе и по вопросам местного самоуправления. Для обеспечения взаимосвязи национального права России и международного права Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют юридическую силу только после их ратификации Федеральным Собранием России, осуществляемой в форме принятия федерального закона. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы к протоколам к нему», принятый Государственной Думой 21 февраля 1996 г. и одобренный советом Федерации 22 февраля 1996 г. [6, ст. 775]
Важнейшим международно-правовым актом по вопросам местного самоуправления является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года по инициативе Постоянной Конференции местных и региональных органов власти в Европе (Приложение 1). ............