Часть полного текста документа:СОДЕРЖАНИЕ Введение I. Литературный обзор 1.1.Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы 1.2.Возрастные особенности дыхательной системы 1.3.Исследования физического здоровья детей II. Методы исследования III. Результаты исследования Заключение Выводы Рекомендации Список используемой литературы Введение Сущность, цели и задачи образования определяются характером общественных отношений и по этой причине они существенно зависят от социально - экономических условий. Формирование здоровья в детском и подростковом возрасте во многом связано с характером наследственности, образом жизни семьи, в которой растет ребенок, с наличием и выраженностью экзогенных факторов риска и др. Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно - гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка (М.М.Безруких, 1999г.) В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственной растущему организму, любое увеличение нагрузки, умственной или физической, можно рассматривать как стрессорное воздействие, носящее длительный и устойчивый характер. Это приводит к снижению адаптационных резервов, возникновению ситуации рассогласования механизмов регуляции вегетативных функций; жизнедеятельность осуществляется в режиме неустойчивой адаптации, который проявляется у детей в виде ухудшения работоспособности, повышенной утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям (Н.П.Горбунов, 2002г.). Степень жизнедеятельности человека, или уровень его соматического (физического) здоровья определяется в наибольшей степени развитием качества общей выносливости. Его физиологической основой являются аэробные возможности человека, отражающие способности организма доставлять и использовать кислород для энергопродукции при физической работе (например, длительное статическое напряжение на уроках в процессе учебной деятельности). Низкий уровень функционального резерва кардесореспираторной системы существенно снижает физическую и психическую работоспособность учащихся, вследствие чего возникают различные нарушения здоровья и снижение жизненного тонуса, появляется неустойчивость к стрессам, снижается устойчивость организма к вредно действующим факторам, из-за чего появляется склонность к заболеваниям (Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова, 2000г.). Все это, бесспорно, оказывает влияние на успешность учебной деятельности учащихся. Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска в учебно-воспитательном процессе: - нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса; - недостаточная двигательная активность; - нарушение организации питания; - отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек; - неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе и другие. Исходя из выше изложенного, мы в ходе нашей работы оценивали соматическое здоровье учащихся 10-11 лет в процессе их адаптации к новым условиям обучения, т.е. ............ |