Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургское высшее педагогическое училище (колледж) №8 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТЕЙ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Выпускная работа выполнена студенткой дневного отделения 311 группы Залесской Анной Александровной Руководитель работы Кузина Надежда Николаевна Санкт-Петербург 2000 План работы Введение Глава I. Теоретические основы проблемы неуспеваемости младших школьников. § 1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. § 2. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста. § 3. Психолого-педагогические причины неуспеваемости младшего школьника. § 4. Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника. Глава II. Работа по преодолению неуспеваемости младшего школьника в школе №213. § 1. Цели, задачи и методы. § 2. Результаты диагностики причин неуспеваемости младшего школьника. § 3. Методика развивающей работы с неуспевающими детьми. § 4. Выводы. ВВЕДЕНИЕ Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в I класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых [детей] (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. ............ |