Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ подходов к изучению агрессии у подростков
1.1 Психологический взгляд на развитие подростковой агрессии
Глава 2. Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса – Дарки
Выводы
Литература
Приложения
Введение
На сегодняшний день тема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. Во многих странах отмечается рост насилия с особыми формами жестокости, преступности, участниками в которых нередко становятся подростки. Это конечно очень острая проблема, которая встала перед всем обществом, и её необходимо решать как можно скорей, пока она не переросла в нечто большее. Кроме того, и в школе агрессивность подростков проявляется практически каждую минуту, последствиями которых является травмы и порча школьного имущества. Очень часто учителя просто не знают, что делать с такими проблемными детьми, как ими управлять и какой подход к ученику лучше применять. Ведь необходимо не только поставить его на место, но и остаться в хороших отношениях.
Следует отметить, что сама по себе тема "детской агрессивности" долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Однако даже в тех случаях, когда обсуждались проблемы детской агрессивности, ей неоднократно давали неадекватную оценку. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом. Действительно, если рассматривать чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности, то такие черты личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, могут вызвать негативное отношение.
Однако агрессию называть исключительно отрицательным явлением тоже нельзя. Во-первых, агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В "норме" она может, оказывается качеством социально приемлемым и даже необходимым.
В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.
Цель нашего исследования – изучение подростковой агрессии, которая несомненно встречается в каждом ребёнке, но выражается по-разному (обида, чувство вины, ругательство, драка и т.д.)
Глава 1. Теоретический анализ подходов к изучению агрессии у подростков
1.1 Психологический взгляд на развитие подростковой агрессии
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых.
Если проанализировать все многообразие западных концепций, то можно выделить три наиболее значимых из них. Первая основывается на том, что агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида. Вторая – описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Третью составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.
Кросскультурные исследования показывают, что если взять наиболее простые и часто встречаемые формы детской агрессии, реакции обидеть или ударить, то у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать в среднем по 9 агрессивных актов в час. ............