Часть полного текста документа:Использование метода тестирования при обучении биологии А. Б. Гершман В современных условиях для повышения уровня обучения имеются различные методы интенсификации, мобилизующие способности учеников. Многолетние наблюдения показали, что даже школьники 6-7 классов способны оперировать понятиями, которые используются в старших классах, хотя и без специальной терминологии и материала, изучаемого в курсах химии и физики, без которых невозможно понимание многих биологических процессов. Однако на это способны лишь те ученики, которые хотят работать в процессе обучения, развивать свои способности. Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал (память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик), но у них сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов. Такие ребята достаточно уверенно отвечают на вопросы "кто?" и "что?", но затрудняются в вопросах "как?" и "почему?" Многолетний опыт автора, участвующего в приеме вступительных экзаменов по биологии в Ярославский государственный университет, показал, что у части абитуриентов при ответах возникают проблемы именно с осмыслением сложных биологических понятий, поступающие часто ограничиваются просто пересказом материала без попыток объяснения, что и является причиной снижения оценки. Для устранения этого недостатка автор в течение многих лет использует метод тестирования, который интенсифицирует мыслительную деятельность учащихся. Безусловно, этот метод не идеален и не бесспорен, но в нем имеется много положительного. Не секрет, что у части школьников (под влиянием их родителей) складывается определенное отношение к биологии. Мол, это не русский язык и не математика, зачем так серьезно ее изучать, поскольку впоследствии они не собираются посвящать свою жизнь профессии, связанной с биологией. Отсюда желание получать хорошие оценки (по другим-то предметам у них "4" или "5") без достаточных усилий. Но в последние годы сформирован (и официально оформлен в виде проверочных работ - тестов) государственный стандарт тех минимальных знаний, которые должны иметь ученики. Работа в экспериментальном варианте в 6-8 классах показала, что большинство учащихся справляются с требованиями и получает необходимую для зачета оценку, но относительно немногие (не более 15%) выполняют их с оценкой "4" или "5": для этого небходимо очень глубокое изучение материала. Метод тестирования в обучении биологии не нов. Но автору в течение многих лет удалось составить учебный комплекс таких работ по всему курсу биологии, с 6 по 11 класс, по всем темам, практически на каждый урок, что позволяет использовать тестирование при разных вариантах уроков. Тесты - самого разного уровня. Одни рассчитаны только на воспроизведение изученного материала по теме одного урока, другие объединяют несколько уроков, третьи - всю тему. Есть работы, для выполнения которых необходимо осмысление и анализ изученного, есть варианты и зачетного плана. В последнее время создан комплекс работ закрепляющего типа по изученному на уроке материалу, когда ученики сами находят по учебнику ответы на вопросы, контролируя их правильность по имеющимся на карточках ответам. ............ |